Каталог статей

Л.И.Лукичёва, к.э.н., доцент Д.Н.Егорычев, к.э.н., доцент Е.В.Егорычева

Повышение эффективности управления интеллектуальными активами как ключевой фактор инновационного развития современных компаний

Инновационное развитие страны в значительной степени зависит от деятельности наукоемких компаний, обеспечивающих интеграцию научных разработок и практических решений. В условиях ужесточения конкуренции основным фактором производства, определяющим успех и эффективность таких компаний, становится их интеллектуальный капитал, воплощенный в знаниях, опыте и результатах творческого труда высококвалифицированного персонала.

Предопределяя успех и конкурентоспособность современных компаний, интеллектуальные активы (ИА) становятся ведущим фактором производства и основой долгосрочного развития отечественной и мировой экономики.

Задачи управления ИА в целом включают: создание, оценку и введение интеллектуальных активов в структуру капитала предприятия, разработку и развитие внутрифирменных механизмов их использования, а также осуществление эффективной коммерциализации интеллектуальных продуктов.

Осуществление политики управления интеллектуальными активами предприятия подчинено долгосрочным целям его развития, которые должны быть сформулированы исходя из современного состояния его ресурсной базы, положения на рынке, товарного ассортимента и т.п. Корпоративная политика управления ИА подразумевает создание и развитие внутрифирменной системы управления интеллектуальными активами, обеспечение условий для ее эффективного функционирования, оценку ее результативности и поиск путей дальнейшего совершенствования организации управления.

Основными направлениями политики предприятия в области управления ИА являются:

· управление процессом создания ИА;

· управление коммерциализацией ИА;

· управление актуализацией портфеля ИА;

· обеспечение сохранности коммерчески значимых ИА;

· мониторинг отрасли и деятельности других компаний;

· управление организационно-методической базой менеджмента ИА;

· управление развитием интеллектуальных активов организации.

Осуществление политики предприятия в области управления интеллектуальными активами предполагает реализацию намеченных мероприятий с использованием различных инструментов и методов. Рассмотрим основные направления и некоторые инструменты осуществления политики компании в сфере менеджмента ИА.

1. Управление процессом создания интеллектуальных активов предполагает прежде всего формирование портфеля ИА, т.е. отбор из накопленной информации (научно-технических достижений, разработок) той, которая непосредственно связана с планируемым или осуществляемым бизнесом и может быть отнесена к числу интеллектуальных ресурсов предприятия, осуществляющего этот бизнес. Таким образом, сформировать портфель интеллектуальных активов – значит, выявить и зафиксировать (например, в базе данных) информацию о существующих интеллектуальных ресурсах по выбранному направлению и интеллектуальных продуктах, в частности объектах интеллектуальной собственности [3].

К инструментам осуществления политики можно отнести принятие решения о стратегии правовой охраны ИА,  необходимости и выборе формы правовой охраны ИА, составе и структуре портфеля ИА.

Выбор подходящей формы охраны интеллектуальных активов является очень важным, так как позволяет максимально уве­личить степень правовой охраны инноваций и идей компании. В одной ситуации коммерческая тайна может обеспечить лучшую ох­рану, чем патент, даже когда доступными являются оба спо­соба. В другой ситуации патент может обеспечить лучшую охрану, чем коммерческая тайна. Решения принимаются на основании пла­нов использования охраноспособных результатов на рынке [4].

Предварительное выявление потенциальных интеллектуальных активов внутри компании является прерогативой инженеров и менеджеров, которые наиболее глубоко задействованы в технологических инновациях компании. Именно на них лежит ответственность за выявление всех результатов интеллектуальной деятельности, которые может реализовать ком­пания.

Решение о составе и структуре ИА  связано с оптимизацией состава портфеля прав на интеллектуальные активы в соответствии со стратегией предприятия и программой формирования и использования ИА, а также с разработкой грамотной патентной политики.

Необходимо отметить, что политика предприятия в сфере управления процессом создания ИА должна предусматривать не только мероприятия по выявлению и правовой охране информационно-интеллектуальных продуктов, но и формирование и эффективное использование фондов знаний, прогнозирование потребности в интеллектуальных ресурсах, выявление эмоционально-психологического и интеллектуального потенциала сотрудников, осуществление мероприятий по развитию лидерства и склонности к творческой работе [1].

2. Управление коммерциализаций интеллектуальных активов  подразумевает обеспечение условий для получения максимальной выгоды от вовлечения ИА в экономический оборот. Это, прежде всего, предполагает разработку стратегии и определение направлений коммерческого использования ИА. В этой связи, особое значение приобретает оценка рыночной стоимости и оценка коммерческого потенциала интеллектуальных активов.

Основными формами коммерческого оборота ИА являются [2]:

· вклад в уставный капитал предприятия;

· коммерческая концессия (франчайзинг);

· аренда;

· лизинг;

· купля-продажа ИА (отчуждение исключительных прав или продажа интеллектуальной собственности).

Включение интеллектуального капитала в состав факторов производства наряду с физическим капиталом, землей и трудом порождает проблему его оценки, учета и переноса стоимости на стоимость произведенной продукции (услуг). Объекты интеллектуальной собственности могут быть включены в состав нематериальных активов предприятия. Однако разница между рыночной и балансовой стоимостью активов предприятия дает вторую, не отраженную в учете,  часть стоимости интеллектуальных активов.

3. Управление актуализацией портфеля ИА предполагает адаптацию портфеля интеллектуальных активов  для обеспечения максимальной защиты для всех планируемых действий в сфере бизнеса с учетом изменений рыночных условий. Программа пересмотра портфеля ИА является одним из способов проверки того, что портфель ИА соответствует  целям и стратегиям компании. Кроме того, актуализация позволяет выявить избыточные ИА и определить направления их ликвидации [5].

4. Обеспечение сохранности коммерчески значимых ИА включает в себя не только выполнение процедур правовой защиты информационно-интеллектуальных продуктов, но и мероприятия по засекречиванию коммерчески значимых информационно-интеллектуальных ресурсов. Это направление политики предприятия в сфере управления ИА является одним из важнейших, поскольку оно сориентировано не только на соблюдение прав собственности, но и пресечение недобросовестной конкуренции.

5. Мониторинг отрасли и деятельности других компаний  как направление политики управления ИА включает в себя отслеживание результатов и тенденций деятельности конкурентов, мониторинг действующих патентов в целях предотвращения нарушения прав интеллектуальной собственности конкурентов, а также отслеживание нарушителей прав своей интеллектуальной собственности.

Получить общую информацию относительно деятельности кон­курентов можно посредством регулярного просмотра патент­ной, конъюнктурной и научно-технической информации, посеще­ния коммерческих выставок.

Кроме того, Роспатент регулярно выпускает официальные издания, в кото­рых содержатся списки предоставленных патентов и их краткие ан­нотации, а также списки всех новых зарегистрированных товарных знаков, программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем.

6. Управление организационно-методической базой менеджмента ИА предполагает разработку процедур формализации и регламентации различных операций, связанных с управлением ИА, описание и предоставление их в виде оформленных по определенным правилам документов, а также создание и совершенствование организационно-экономических механизмов управления.

7. Управление развитием интеллектуальных активов подразумевает развитие трудовых ресурсов и стимулирование процесса появления новых ИА, а также новых видов интеллектуальных активов.

В заключение можно отметить, что вопросы управления интеллектуальными активами являются достаточно сложными и многоаспектными. Однако становление рыночной экономики и повышение требований к качеству и конкурентоспособности продукции обуславливает острую необходимость разработки соответствующих инструментов и методов управления ИА, а также внедрения их в практику современного менеджера.

Литература:

1. Лукичева Л.И., Егорычева Е.В. Организационно – экономический механизм управления интеллектуальным капиталом // Организатор производства. – 2011. - № 1 (48).

2. Лукичева Л.И. Управление интеллектуальным капиталом: учебное пособие. – М.: ООО «Омега-Л», 2010.

3. Лукичева Л.И., Егорычев Д.Н., Егорычева Е.В., Салихов М.Р. Управление процессами коммерциализации и оценки стоимости интеллектуального капитала наукоемких предприятий // Менеджмент в России и за рубежом. – 2009. - № 4.

4. Лукичева Л.И, Егорычев Д.Н. Внутрифирменное управление интеллектуальными активами. – М.: ООО «Омега-Л», 2004.

5. Зинов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью: Учеб.пособие. – М.: Дело, 2003.