Каталог статей

Морозова И.А., Борщ В.Н.

Проблемы повышения конкурентоспособности российских авиаперевозчиков на мировом рынке авиа услуг

Морозова Ирина Анатольевна, д.э.н., профессор кафедры МЭиЭТ Волгоградского государственного технического  университета; Борщ Василий Николаевич, аспирант кафедры МЭиЭТ Волгоградского государственного технического  университета

Статья посвящена проблемам недостаточной конкурентоспособности российских авиа перевозчиков, что в условиях глобализации и интеграции мировой экономики представляется чрезвычайно актуальным. Повышение конкурентоспособности российских авиа предприятий - это необходимое условие для успешной интеграции России в мировую индустрию авиаперевозок. По мнению автора, поиск путей повышения конкурентоспособности российских авиа перевозчиков должен основываться на  интеграции авиа бизнеса, повышении качества авиа услуг, достижении финансовой стабильности авиакомпаний.

Ключевые слова: рынок авиа перевозок, объем перевозок, конкурентоспособность

Одним из основных средств массовых перевозок пассажиров в мире сегодня  является воздушный транспорт. Главные отличия авиации — самого молодого и бурно развивающегося вида мирового транспорта — от других видов транспорта и преимущества ее перед ними заключаются в наивысшей путевой скорости перевозок и сравнительно меньшей зависимости от состояния и функционирования наземных технических средств. Подобная независимость авиации делает ее незаменимым средством сообщения в труднодоступных регионах, где нет ни дорог, ни удобных водных путей и обуславливает стабильно высокие темпы роста объемов перевозок. По прогнозам крупнейшего мирового производителя авиатехники концерна Airbus, в течение предстоящих 20 лет, среднемировой рост рынка авиа услуг ожидается на уровне 4,8% в год[1].

Согласно  прогнозам Министерства транспорта  РФ, рост российского рынка авиаперевозок в ближайшие 3-4 года ожидается на уровне 7,5-9,5% в год[2].  В долгосрочной перспективе, темп роста российского рынка несколько замедлится, однако по-прежнему будет оставаться достаточно высоким - 5,3-6,5% в год, а общее увеличение пассажирооборота российских авиакомпаний к 2020 прогнозируется на уровне 210-305 млрд. пассажирокилометров.

До недавнего времени внутренний российский рынок авиаперевозок развивался более умеренными темпами. Так, в 2006 г. темпы роста воздушных перевозок грузов и почты в России составили лишь 1,8%, что во многом имело причиной сокращение перевозок грузов на внутренних линиях (-1,8%).

В то же время, на международных направлениях в 2006 г. Прирост данного показателя составил 6%. 2007 год стал еще одним годом мощного роста. По данным ТКП (транспортной клиринговой палаты), пассажирооборот российских авиакомпаний в 2007 г. вырос на 18,1%, составив 111 млрд. пассажирокилометров. Основной прирост годового показателя произошел за счет увеличения международного трафика (+21,4%). Однако,  и темпы роста внутренних перевозок оказались достаточно высокими: по данным ТКП, в 2007 г. российские авиакомпании на внутренних линиях перевезли более 24,2 млн. пассажиров (16,7% роста по сравнению с 2006 г.) В 2007 г. был отмечен и существенный рост грузовых авиаперевозок, темпы которого, по сравнению с пассажирскими перевозками были, в последние годы не столь уверенными: за год грузооборот вырос на 17% до 3,4 млрд. км[3]. На международных линиях рост грузооборота в 2007 г. составил 20,7%, а на внутренних - на 6,7%.

По некоторым данным, темпы роста российского рынка авиаперевозок значительно опережали динамику мирового рынка. Так, по данным Банка Москвы, в 2000-2006 гг. российские  авиапредприятия ежегодно увеличивали объемы перевозок пассажиров на 10% в среднем при росте российской экономики в целом на 6,7% в год[4]. В 2006 г. пассажирооборот российской гражданской авиации повысился на 9,6% и достиг 93,9 млрд. пассажирокилометров: за год авиакомпании перевезли 38 млн. пассажиров, что на 8,3% больше показателя 2005 г.

В тоже время, остается низкой интегрированность российских перевозчиков в мировой рынок авиа услуг. До сих пор их доля в общем объеме международных авиаперевозок крайне невелика и достигает 2,5% всего мирового рынка. С другой стороны, изолированность России от мировой транспортной системы позволила российскому рынку авиаперевозок  в незначительной  степени  ощутить на себе последствия мирового кризиса.

Кроме того, российские авиакомпании уже до этого имели «антикризисную закалку». После событий 11 сентября 2001г. они смогли выбрать эффективную тарифную политику, сократить частоту рейсов и отменить рейсы по отдельным маршрутам. В результате, снижение объемов авиаперевозок такого крупнейшего участника рынка, как «Аэрофлот», составило после 11 сентября всего около 3% (рис. 1).

В целом, можно сказать, что ведущие российские компании по отдельным показателям не уступают своим мировым коллегам. Рентабельность того же «Аэрофлота» составляет 8%, что на порядок превышает среднеотраслевой результат по миру 3,26%. Однако, несмотря на все успехи отечественных авиаперевозчиков, на сегодняшний день - это компании среднего бизнеса по мировым стандартам. Объемы их деятельности отличаются от ведущих международных перевозчиков не в разы, а в десятки раз. Единственной российской компанией, которая попадает по абсолютным показателям деятельности в мировые рейтинги  является - ОАО «Аэрофлот». Она входит в число 50 крупнейших авиакомпаний в списках IATA по показателям общего числа перевезенных пассажиров, пассажирообороту, грузообороту.

Рис. 1 - Развитие российского рынка авиаперевозок и мировая конъюнктура

Источник: составлено автором по материалам[5]

Следует признать, что показатели совокупной деятельность всего сектора российских авиаперевозок остаются незначительными. Для большинства российских компаний мировой рынок недоступен. Мало того, что их деятельность осуществляется в рамках межправительственных соглашений, так и по своей конкурентоспособности они сейчас не соответствуют мировому уровню (таблица 1).

Таблица 1 – Сравнительные анализ конкурентоспособности российских  и мировых авиакомпаний

Характеристики конкурентоспособности

Российские авиакомпании

Иностранные авиакомпании

Состояние авиапарка

-

+

Маршрутная сеть

+

+

Частота рейсов

-

+

Безопасность полетов

-

+

Качество сервиса

+

+

Тарифы и ценовые характеристики

+

+

Имидж компании, ее маркетинговая и репутационная политика

-

+

Наземная инфраструктура

-

+

Источник: составлено автором по материалам[6]

Поэтому повышение конкурентоспособности - это необходимое условие для успешной интеграции России в мировую индустрию авиаперевозок. А значит, для будущего развития и для поддержания высоких темпов роста российским компаниям необходимо соблюдать качество авиаперевозок на том же уровне, что и качество услуг их мировых конкурентов при сохранении среднерыночных тарифов.

Сегодня перспективы развития мирового, а значит – и российского рынка авиаперевозок связаны с интеграцией мирового бизнеса, структуризацией, повышением эффективности и финансовой стабильности авиакомпаний. Сокращение количества авиакомпаний, консолидация бизнеса создают экономические условия развития всем видам компаний (магистральным, региональным, чартерным, низко затратным, грузовым). Основным инструментом, стимулирующим этот процесс, является ужесточение контроля требований к эксплуатируемым воздушным судам и авиакомпаниям, что, несомненно, представляется важнейшей задачей и для российских перевозчиков.

Наличие значительного количества «узких мест» по основным  характеристикам  конкурентоспособности, рассмотренных в статье,  на фоне прогнозируемого возрастания спроса на перевозки ослабляют позиции России на мировом рынке авиа услуг и требуют разработки комплекса системных мер по их ликвидации.


[1] www.tch.ru – официальный сайт Транспортной клиринговой палаты

[2] www.mintrans.ru- официальный сайт Минтранса РФ

[3] Транспорт [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: [сылка более недоступна}

[4] Транспорт [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: [сылка более недоступна}

[5] Конкурентоспособность российских авиакомпаний на мировом рынке [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: [сылка более недоступна}

[6] Конкурентоспособность российских авиакомпаний на мировом рынке [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: [сылка более недоступна}