Каталог статей |
Халимбеков Х.З., Мусаева Г.Р., Ширинов Н.С. Специфичность менеджмента в туризмеОсновная задача менеджмента в туризме состоит в том, чтобы вывести общие закономерности и тенденции его развития, а также выявить особенности, вытекающие из специфических свойств услуг, предоставляемых туристскими организациями.В работе выделяются некоторые особенности туристской деятельности, которые необходимо учитывать при разработке эффективной системы управления развитием этой сферы бизнеса. Первая особенность туристской деятельности, как объекта стратегического управления, заключается в большой глубине ее проникновения и сложности взаимосвязей между ее составными элементами. Вторая особенность туристской деятельности, как объекта стратегического управления, выражается в комплексности туристских услуг. Третью особенность туристской деятельности, как объекта управления, можно представить в виде стоящих перед турфирмами трудно измеримых целей. Как правило, организации ставят перед собой и реализуют не одну, а несколько целей, которые важны для их функционирования и развития. Наряду со стратегическими им приходится решать текущие и оперативные цели и задачи. Кроме экономических перед туристскими организациями стоят социальные, организационные, инновационные и технологические задачи. Наряду с регулярно повторяющимися, традиционными проблемами они должны принимать решения по непредвиденным ситуациям. Количество и разнообразие целей и задач менеджмента настолько велико, что без комплексного, системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация, независимо от ее размеров, специализации, вида и формы собственности. В качестве апробированного на практике построения цели турфирмы можно использовать модель в виде дерева целей (рис.1). Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия.
Рис. 1. Пример дерева целей турфирмы
Количество уровней иерархии зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от принятой в организации структуры и построения ее менеджмента. Четвертая особенность туристской деятельности, как объекта стратегического управления, заключается в сильном влиянии со стороны заинтересованной клиентуры. Каждое туристское предприятие осуществляет свою деятельность в окружении различных заинтересованных лиц и клиентов. Здесь можно отметить, что такие группы в стратегическом планировании и управлении называются «стейкхолдеры». Структуру стейкхолдеров можно представить в виде схемы на рис.2.
Рис.2. Структура стейкхолдеров
Индустрия туризма сегодня - это сложный механизм, включающий в себя множество взаимосвязанных компонентов. Уровень ее развития должен соответствовать представлению туриста о предоставляемом комплексе услуг. Современный турист представляет собой новый тип потребителя, характерными чертами которого являются: высокая требовательность к комфорту и качеству услуг, активность и независимость. Для обслуживания таких туристов необходимо приложить немало усилий. Поэтому предлагаемый турпродукт должен немедленно реагировать на высокие и разнообразные запросы клиентов, всячески подтягивая уровень развития всех звеньев туристской индустрии. Следовательно, пятая особенность туристкой деятельности, как объекта стратегического управления, связана со спецификой туристского продукта. Туристскому продукту присущи четыре характеристики, которые отличают услугу от товара: неосязаемость, неразрывность производства и потребления, изменчивость и неспособность к хранению. Таким образом, предпринимательская деятельность в сфере туризма со всеми своими отличительными чертами, должна стать объектом стратегического управления, как на государственном уровне, так и в частном секторе. Учитывая особенности своего бизнеса, туристские организации должны создавать такую систему управления, которая бы поддерживала баланс между деловой средой, сущностной основой организации и результатами ее деятельности. Поэтому использование системы управления, включающей в себя методы и приемы стратегического управления, и создание внутри самой организации механизмов саморазвития на базе использования концепции стратегического управления, позволит высшему руководству туристских организаций принимать комплекс решений и осуществлять действия по стратегическому анализу, целеполаганию, стратегическому выбору, а также по реализации стратегического плана в реальном масштабе времени.
Литература: 1. Александрова А.Ю. Международный туризм. –М: Аспект-Пресс. – 2002г. 470с. 2. Менеджмент туризма. Туризм как объект управления / Под ред. В.А.Квартального. –М: Финансы и статистика. – 2002г. 302с.
|