Каталог статей | ||||||||
Белякова Т.Б. Особенности учета и оценки валовой прибыли как основного элемента доходов торгового предприятияДоходы предприятия служат обобщающим показателем результата деятельности торгового предприятия, обеспечивая при этом создание материальной заинтересованности работников в улучшении результатов деятельности, выступают источником производственного и социального развития предприятия. Валовая прибыль от реализации товаров показывает цену торговых услуг, т.е. долю торговли в сумме цен товара, зависящую от степени государственного регулирования цен.Источниками валовой прибыли в предприятиях торговли являются: - реализованные торговые надбавки; - доходы от прочей торговой деятельности. Торговые надбавки устанавливаются предприятием торговли самостоятельно в процентах к свободным отпускным ценам. Размер торговой надбавки зависит от следующих факторов: - характера торговых услуг и специфики деятельности торгового предприятия; - ценовой стратегии предприятия; - степени развития конъюнктуры рынка; - государственного регулирования цен; - уровня издержек обращения торгового предприятия; - спроса и предложения на реализуемые товары и т. д. Торговая надбавка (наценка) определяется продавцом исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и предложения). В торговую надбавку включают расходы на продажу, в том числе транспортные и другие расходы розничных торговых организаций и предприятий. Размер реализованной торговой надбавки должен не только покрывать издержки обращения предприятия торговли, но и обеспечивать получение предприятием определенного размера прибыли. Торговые надбавки устанавливаются предприятием торговли самостоятельно в процентах к свободным отпускным ценам. Размер торговой надбавки зависит от таких факторов как: характер торговых услуг и специфики деятельности торгового предприятия; ценовая стратегии предприятия; степень развития конъюнктуры рынка; государственное регулирование цен; уровень издержек обращения торгового предприятия; спроса и предложение на реализуемые товары и т. д. Чтобы размер торговых надбавок был обоснован, они должны: 1) создавать условия для получения оптимального размера прибыли предприятия; 2) всесторонне отражать специфику реализации отдельных товаров и их издержки; 3) стимулировать эффективное использование ресурсов предприятия; 4) учитывать пути товароснабжения. Торговые надбавки в розничной торговле
учитываются на пассивном счете 42 «Торговая наценка», к которому открываются
следующие субсчета: 42/1 «Торговая наценка», 42/2 «Скидка поставщиков», 42/3
«Налог на добавленную стоимость в цене товаров», и другие. При поступлении товаров на сумму начисленной
торговой надбавки дебетуется счет 41 «Товары» с кредитованием субсчета 42/1
«Торговая наценка». Уменьшение торговых надбавок отражается в учете
сторнировочной записью по кредиту субсчета 42/1 «Торговая наценка». Для
обобщения информации о доходах и расходах, связанных с основными видами деятельности,
а также для определения конечного финансового результата торгового предприятия
предназначен счет 90 «Реализация». Поэтому по истечении месяца реализованные
торговые надбавки списываются на счет 90 «Продажи», имеющего следующие
субсчета: 90/1 «Выручка», 90/2 «Себестоимость продаж», 90/3 «Налог на
добавленную стоимость», 90/4 «Акцизы», 90/9 «Прибыль/убыток от продаж». Сумма реализованных торговых надбавок рассчитывается по следующим формулам:
где - сумма реализованных торговых надбавок (валовой прибыли), тыс. руб.; – уровень торговой надбавки по i-той товарной группе, %; – оборот розничной торговли в отпускных ценах по i-той товарной группе, тыс. руб. Сумму валовой прибыли можно также рассчитать как разницу между выручкой от реализации товаров, работ, услуг и себестоимостью проданных товаров (согласно форме «Отчета о прибылях и убытках»).
где Р – оборот розничной торговли, тыс. руб.; С/с – себестоимость проданных товаров, тыс. руб. Сумму валовой прибыли можно рассчитать исходя из объема оборота в розничных ценах и уровня торговых надбавок по отдельным товарным группам:
где – оборот розничной торговли в розничных ценах по i-той товарной группе. Возможен расчет валовой прибыли на основе оборота в розничных ценах и уровня реализованных торговых надбавок:
где – уровень реализованной торговой надбавки (валовой прибыли) по i-той товарной группе, %. Конкретный метод расчета валовой прибыли торговое предприятие выбирает исходя из наличия необходимой для расчета информации и действующего на предприятии порядка учета и анализа оборота розничной торговли. Ценовая политика является не только одной из главных составляющих системы управления доходами торгового предприятия, но и важнейшим механизмом, обеспечивающим реализацию многих направлений экономического развития. Она существенно влияет на объемы хозяйственной деятельности торгового предприятия, формирование его имиджа у покупателей, уровень финансового состояния. Кроме того, ценовая политика торгового предприятия представляет собой действенный инструмент конкуренции на потребительском рынке. При установлении цен предложения производителем оптовыми посредниками, торговой надбавки, рыночных цен на товары в розничной торговле учитывают одни и те же факторы: уровень потребительского спроса на тот или иной товар (продукцию), эластичность спроса, сложившегося на товарном рынке; реакцию рынка на изменение выпуска пред приятием определенной продукции или на увеличение объема продаж товаров; уровень цен на аналогичные товары конкурентов; меры государственного регулирования цен или торговых (оптовых) надбавок. В целях избежании резкого взлета цен в условиях снижения платежеспособности покупателя предприятиям торговли рекомендовано исключить возможность повышения рентабельности предприятия за счет повышения размера торговой надбавки. Показатель рентабельности должен быть повышен за счет ускорения товарооборота и использования интенсивных факторов развития торговых предприятий. В связи с дальнейшим развитием рыночных отношений предполагается полностью отменить государственное регулирование цен, а тем самым использование торговых надбавок на отдельные виды товаров. Необходимо отметить и значение ценовой конкуренции, которая связана с непосредственным использованием цен для завоевания рынка и достижения лучших экономических условий реализации товаров (маневрирование ценами, использование системы скидок для тех или иных групп покупателей, занижение цен, использование одинаковых цен для товаров разного качества и т. д.). Выработав ценовую политику, предприятие должно приступить к формированию системы скидок, постоянно проводить финансовый анализ вариантов ценовых решений. Снижение уровня издержек обращения (т.е. их размера в цене каждого товара) может быть обеспечено за счет роста объема продажи товаров, реализации внутренних резервов их экономии и других направлений хозяйственной деятельности. Снижение суммы и уровня налоговых платежей, входящих в цену товара, может быть обеспечено за счет совершенствования ассортиментной политики торгового предприятия, отказ от импорта ряда товаров, осуществления более эффективной налоговой политики и других мероприятий. При этом снижение уровня первых двух элементов в цене товаров позволяет формировать в рамках диапазона торговой надбавки более высокий размер валовой прибыли предприятия. Литература: 1. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: утв. приказом Минфина РФ от 08.11.2010 г. № 156н 2. Басовский Л.Е. Экономический анализ (комплексный анализ хозяйственной деятельности): учеб. пособие / Л.Е. Басовский, А.Н. Лунева, А.Л. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 222 с. 3. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учеб. пособие/Л.И. Кравченко. - 7-е изд., перераб. - Минск: Новое знание, 2007. - 544 с. | ||||||||