Каталог статей | ||
Шалбаева А. Р. Пути инновационной активизации малой предпринимательской деятельностиВ последнее время практика внедрения инноваций, непосредственно связанных с предпринимательством, в том числе и в сфере малого бизнеса, столкнулась с новыми проблемами. Первоначально наука развивалась, прежде всего, под влиянием внешних воздействий, реагируя на обнаружившиеся потребности производства и жизнедеятельности человека. Создание новых знаний шло без какого-либо видимого управления извне. Но затем все яснее вырисовывается недостаточность такого подхода. Стала очевидной необходимость управления процессом формирования инноваций. Возникла наука, изучающая воздействие внутренних факторов, отражающих логику создания новых знаний. Ее менеджеры стали полноправными участниками данного процесса. Прежде всего, они взяли на себя процессы диагностирования коллективов, участвующих в разработке конкретной темы, отбор кандидатур и формирование таких коллективов, создание базы (материальной, инвестиционной и т.д.) для их деятельности. Жизнь, однако, показала, что и этого явно недостаточно. Современный менеджер должен повернуться лицом к потребителю. Иными словами, требуется мониторинг потребительской сферы, проведенный с точки зрения управления созданием новых познаний. Эта проблема может решаться лишь при глубоком переосмыслении всей сущности инновационного менеджмента.Современный этап развития науки, техники, экономики и всего общества характеризуется наличием огромных объемов накопленных знаний. Их прирост, сначала неравномерный, компенсировался дифференциацией наук, выделением их конкретных областей с четкой специализацией и направленностью. Однако, проникновение новых знаний во все сферы деятельности человека привело к тому, что даже в узких тематических областях к настоящему времени принято и в том или ином виде реализовано огромное количество решений, используется множество различных по значимости и глубине методик; циркулируют колоссальные потоки информации. Создалась парадоксальная ситуация: с одной стороны, отдельный индивидуум не в состоянии охватить всю массу существующих знаний, с другой же стороны, человечество постоянно их пополняет в расширяющемся объеме и со все большей скоростью. Возникла потребность управления творческим потенциалом создателей новых знаний, нацеленного на ускорение их реализации, на повышение эффективности связи науки и практики. В настоящее время совершенствование организационных форм управления нововведениями для большинства малых предприятий является важным средством поддержания активности в освоенных областях и экспансии на новых направлениях. Анализ организационной системы управления нововведениями целесообразно проводить в тесной связи с типом инновационной стратегии — с одной стороны, а с другой — структурой, технологией, кадрами и другими параметрами малого предприятия. Инновационная структура должна отвечать следующим требованиям: поддерживать постоянное появление, генерацию новых идей; способствовать проникновению нововведений в действующие организационные правила и процедуры; внедрять новые идеи и превращать их в часть ежедневной оперативной работы, так как даже самая великолепная идея до тех пор не будет выгодной, пока не станет частью каждодневной работы. Характерная особенность инновационных структур состоит в том, что внутри малого предприятия не только создаются штабные службы перспективного планирования, но нередко вся хозяйственно-производственная деятельность по развитию перспективных производств вменяется в обязанность новому самостоятельному отделению, не имеющему никаких обязательств по текущему производству уже освоенной продукции. Таким образом, в малых предприятиях наблюдается тенденция к организационному отделению подразделений, занимающихся вопросами перспективного развития от подразделений, отвечающих за текущую производственно-хозяйственную и управленческую деятельность. Современные малые предприятия используют различные организационные структуры и подходы для обеспечения инновационной деятельности. Среди них можно выделить: 1) автономные подразделения, в большинстве случаев подчиняющихся непосредственно высшему уровню управления малым предприятием (новые подразделения с постоянным персоналом); 2) подразделения, создаваемые в функциональных службах (маркетинга, научно-исследовательской работы, планирования) и опирающиеся на другие отделы в решении различных проблем при создании и внедрении нововведений. Активизировать малую предпринимательскую деятельность, т.е. превратить потенциальные объекты приложения знаний, усилий и капиталов в реальные хозяйствующие субъекты, можно посредством механизма, функционирующего в соответствии с закономерностями системного и ситуационного взаимодействия изложенных выше факторов активизации бизнеса. Концептуальная модель указанного хозяйственного механизма представлена на рисунок 1. Из модели видно, что потенциальные объекты предпринимательской деятельности, порожденные спросом на конкретную продукцию и определяющие потребности в знаниях, усилиях и капиталах, и инвесторы, формирующие предложение капиталов, взаимодействуя на микроуровне благодаря функционированию рыночной инфраструктуры, активизируют предпринимателей через инфраструктуру принятия решений по поводу организации бизнеса.
Условные обозначения: - информационные потоки; - управляющие воздействия; - рыночная инфраструктура
Рисунок 1 - Социально-экономическая модель механизма направленного для формирования зон активности в малом предпринимательстве Примечание - Составлено автором
В результате и формируются зоны малой предпринимательской активности, включающие в себя специализированные либо по территориальному признаку (на рисунке 28 это совокупности объектов А2, А4; Б 1, Б2, Б4; В 1, В2, ВЗ, В4; Г2, Г4; Д2, ДЗ, Д4; Е1, Е4, очерчиваемые границами территорий), либо по отраслевому (Б 1, В I, El; А2, Б2, В2, Г2, Д2; ВЗ, ДЗ; А4, Б4, Г4, Д4, Е4, относящиеся к определенным видам деятельности), либо на основе сочетания этих признаков. Формирование зон малой предпринимательской активности по территориальному признаку результативно при решении межотраслевых задач на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и/или территориях, например при создании свободных экономических зон; по видам деятельности -при решении отраслевых задач, в частности при установлении протекционистских барьеров для защиты определенных видов деятельности; на основе сочетания территориального и отраслевого признаков - при решении комплексных задач, например при создании свободных экономических зон с одновременной защитой протекционистскими мерами отдельных сфер деятельности. Предлагаемый механизм построен в виде адаптивной системы, самоорганизующейся по законам рынка. Однако такая рыночная самоорганизация помимо позитивных результатов в виде благоприятного климата для организации бизнеса может привести и к негативным последствиям. Основные из них следующие: - из-за противоречия между естественной инерционностью системы и динамично меняющимися рыночными условиями реальные зоны предпринимательской активности могут формироваться при существенных с макроэкономической точки зрения издержках, таких, как избыточное или недостаточное перемещение капиталов, знаний и усилий в соответственно неприоритетные или приоритетные сферы; - рыночная самоорганизация системы зачастую не обеспечивает соблюдения общественно важных интересов при формировании зон предпринимательской активности, например защита среды обитания, развитие отсталых районов, сохранение невозобновляемых ресурсов, фундаментальная наука и др. В содействии инновационной деятельности важная роль отводится научно-технической информации. Поэтому всяческой поддержки заслуживает развитие инфраструктуры научно-технической информации как обязательного компонента технологического процесса внедрения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 1. Хучек М. Инновации на предприятиях и
внедрение. - М.: Луч, 1992. 3. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. - Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 1997.
| ||