Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тимонина Н.Н., Кузнецов Д.С. Нефтегазовые центры (кластеры) - основа экономического роста Республики КомиТеоретической и методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных специалистов в области недропользования, экономической теории, сбалансированного природопользования. Использовались методы обобщения и научного анализа теоретических и прикладных разработок проблем комплексного освоения недр, функционирования и развития предприятий нефтегазового комплекса, а также методы статистики, экономического анализа, экспертных оценок.Работа выполнена на основе анализа и обобщения аналитической и статистической информации о деятельности предприятий нефтегазового комплекса Республики Коми. Кластерный подход, как показывает мировой опыт его применения, является эффективным инструментом построения промышленной и инвестиционной политики как для государства, так и для различных фирм и организаций. Международная практика свидетельствует о том, что кластеры позволяют повысить эффективность внедрения новых технологий, снизить затраты и повысить качество наукоемких услуг, унифицировать подходы в качестве, логистике, информационных технологиях, обеспечить консолидированное лоббирование интересов участников кластера и др. Компании выигрывают, имея возможность делиться положительным опытом и снижать затраты, совместно используя одни и те же услуги и поставщиков [4]. Аналогичный подход принят по всему миру: в Австралии, Ирландии, Хорватии, Швеции, Финляндии, Дании, Бельгии, Испании, Италии, Бразилии, Нидерландах, Словении и др. В Германии, например, с 1995 г. существуют кластеры в сфере энергетики, транспорта и авиастроения, а также около 100 «сетей компетенции» в иных областях, связанных с развитием технологий; эти объединения пользуются государственной поддержкой, в частности в выходе на международный уровень. Развитие экономики регионов с высокой концентрацией предприятий топливно-энергетического комплекса зависит от того насколько эффективно осуществляется процесс тактического и стратегического управления конкурентоспособностью регионов, крупных отраслевых комплексов, корпоративных структур. При этом необходимо выработать сбалансированные механизмы реализации крупномасштабных инновационных программ по развитию потенциала конкурентных преимуществ с учетом интересов государства и частного бизнеса. Одной из основных проблем становится обеспечение конкурентоспособности нефтегазового комплекса в абсолютно неустойчивых условиях хозяйствования, определяющихся высокой волатильностью цен на мировых энергетических рынках. Мобилизация ресурсов на территориях с высококонцентрированной деятельностью предприятий нефтегазового комплекса должна стать важнейшим резервом социально-экономического роста регионов, а также позволить увеличить производственную эффективность компаний, базирующихся в кластерном пространстве; ускорить инновационные преобразования, в том числе в геологоразведочном и добывающем секторах; стимулировать создание новых высокотехнологичных компаний. Существенное повышение эффективности нефтегазового комплексане может быть обеспечено простым сложением ресурсов. Оно требует нового качества использования научно-технического и производственного потенциалов, которое позволит на более высоком качественном уровне интегрировать материально-технические, инвестиционные и инновационные ресурсы регионов. Конкурентоспособность нефтегазового комплекса, включающего в себя геологоразведочные, добывающие, транспортные и распределительные организации, определяется целым рядом микроэкономических, макроэкономических, социальных и культурных факторов. Одним из важнейших аспектов формирования устойчивой конкурентоспособности системы является развитие высокотехнологичных кластеров на базе естественных центров нефтегазодобычи. К ним могут быть отнесены группы пространственно обособленных и компактно расположенных месторождений углеводородного сырья, связанных единой региональной системой транспортировки углеводородов и, возможно, совместной эксплуатацией отдельных нефте- и газопромысловых объектов. На основе центров нефтегазодобычи формируются регионально-отраслевые кластеры конкурентоспособности. Под кластером понимается сеть независимых производственных или сервисных фирм (включая их поставщиков), создателей технологий и ноу-хау (университеты, научно-исследовательские институты, инжиниринговые компании), связующих рыночных институтов и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости. Опыт создания таких кластеров можно сравнить с опытом создания в бывшем Советском Союзе территориальных промышленных комплексов, где государство концентрировало ресурсы, планируя и создавая вокруг ключевых промышленных предприятий научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, средние и высшие учебные заведения, инфраструктуру быта. Стимулом развертывания кластеров является уменьшение возможностей для повышения конкурентоспособности крупных интегрированных корпораций на динамичных и изменчивых рынках. Поэтому появилась необходимость консолидировать и мобилизовать новые инновационные ресурсы – малых и средних предприятий, а также территорий – для поиска резервов в части обеспечения национальной конкурентоспособности. В экономике Республики Коми центрами экономического роста высокотехнологичных отраслей на настоящее время могут выступать предприятия нефтегазового комплекса. Развитие рентабельных объектов в современных условиях еще в большей степени должно сопровождаться параллельным развитием производств высокого уровня передела и транспортно-логистических объектов. В настоящее время в Республике Коми уже сформировался один нефтегазовый кластер, который можно условно назвать «южным». В него входят предприятия, разрабатывающие месторождения нефти и газа, объекты трубопроводного транспорта, нефтеперерабатывающий завод в Ухте. Ухтинский государственный технический университет формирует кадры для участников этого кластера. Отраслевые институты – Печорнипинефть, Севернипигаз (филиал ВНИИГАЗа), ГУП РК ТП НИЦ - разрабатывают и внедряют в производство современные технологии в области геологоразведки, добычи, транспорта и переработки нефти и газа. Лидером перерабатывающей отрасли в нашей республике по-прежнему остается ОАО «ЛУКОЙЛ». Компанией завершена коренная модернизация нефтеперерабатывающих мощностей Ухтинского НПЗ, в результате которой глубина переработки выросла с 42% до 82,5%. Мощность этого завода – 4,5 млн. тонн в год, перерабатывает ежегодно около 4,0 млн. тонн, в зависимости от конъюнктуры рынка, полностью удовлетворяя потребности республики, а также поставляет нефтепродукты в соседние регионы. Производятся бензины, среди которых возрастает доля высокооктановых (АИ-95, АИ-92), дизельное топливо, в том числе, дизельное топливо, отвечающее требованиям европейского стандарта ЕН590, авиакеросин, судовое топливо, газойль, мазут и битумы. По итогам 2011 года в нефтеперерабатывающей отрасли объем переработанной нефти увеличился в сравнении с аналогичным периодом прошлого года почти на 8% и составил 4500 тыс.т. Нефтеперерабатывающий завод ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» увеличил производство бензина на 8,4%, в том числе автобензина на 8,5%, топлива для реактивных двигателей на 20%, дизтоплива на 10,6%, топочного мазута на 30%, вакуумного газойля на 15,8%. Продолжаются работы по реконструкции и техническому перевооружению производства ОАО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка», что позволит полностью перерабатывать весь прямогонный мазут, увеличить глубину переработки нефти и получения вакуумного газойля, то есть приведет к увеличению объема ценной продукции с каждой тонны нефти. Кроме того, вырастут объемы переработки тяжелой нефти с Ярегского месторождения до 1,7 млн.тонн в год.
Транспорт нефти и газа. Транспортировку нефти на территории республики осуществляет ОАО «Северные магистральные нефтепроводы», входящее в акционерную компанию по транспорту нефти ОАО «Транснефть». Основным видом деятельности ООО «Газпром трансгаз Ухта» является транспортировка тюменского газа. Объем транспортировки нефти и газа в 2011 году составил 125,0 млн. тонн, что на 3,2% больше 2010 года, в том числе: объем транспортируемого газа – 101,9 млн.тонн, (что на 3,4% выше прошлого года); объем транспортируемой нефти – 23,1 млн.тонн, (что на 2,3 % выше прошлого года). Наличие развитой сбытовой структуры Северного филиала ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» в Республике Коми, а также постоянное ее развитие, позволяет занимать ведущее место в мелкооптовых и розничных продажах, до 70 % от потребности рынка нефтепродуктов в Республике Коми. Для оценки перспектив развития региона большое значение имеет уровень развития инфраструктуры. В административном отношении, лидирующие позиции по объемам добычи и подготовленным запасам нефти занимает Усинский район. Здесь открыто 39 нефтяных месторождений, добыча нефти ведется на 31 месторождении. Остаточные запасы УВС превышают 42% от запасов Республики Коми. Несмотря на то, что в Усинском районе выработанность запасов углеводородов составляет 52%, здесь имеются перспективы для устойчивого развития нефтедобычи [5]. На втором месте - Печорский район, на территории которого выявлено 28 месторождений. Остаточные запасы углеводородного сырья составляют 13% от Республики Коми. В целом по Печорскому району выработанность запасов нефти и свободного газа составляет 19%. Однако, по некоторым месторождениям этот показатель достигает больших величин: так, на Кыртаельском месторождении - 59%, на Южно-Кыртаельском -53%, Восточно-Сотчемью-Талыйюском - 36%, Таким образом, выработанность запасов углеводородов по базовым месторождениям достигла или уже подходит к предельным значениям, за которыми можно видеть тенденции к спаду уровней добычи. Можно с уверенностью сказать, что имеются все условия для успешного формирования «северного» кластера. Логическим завершением формирования этого кластера является ввод в эксплуатацию Комплекса по подготовке и переработке нефти и газа в Усинске. В августе 2011 года ООО «Енисей» введен комплекс по подготовке и переработке нефти и газа производительностью 1 млн.тонн сырой нефти в год. За период эксплуатации переработано сырой нефти 509,79 тыс.тонн, получено нефтепродуктов: бензина- 84,88 тыс.тонн; дизельного топлива 182,47 тыс.тонн; мазута – 234,04 тыс.тонн. В последующие годы ожидается увеличение объема переработки нефти на уровне 500 - 1 000 тыс. тонн в год. Это позволит увеличить объем продукции переработки углеводородного сырья на территории Республики Коми и получение нефтепродуктов, отвечающих европейским стандартам. Ввод в действие Комплекса объединит вокруг себя малые и средние нефтяные компании, разрабатывающие месторождения в северных районах республики. Результатом станет увеличение устойчивости малого и среднего бизнеса, рост его конкурентоспособности. Таким образом, на современном этапе одним из основных направлений развития нефтегазового комплекса Республики Коми является формирование кластеров на базе нефтегазодобывающих производств. Итогом этого явится повышение конкурентоспособности республики в экономике России. Развитие кластеров будет способствовать перераспределению доходов из добывающей отрасли в смежные производства, что приведет к выравниванию разницы в доходах. Формирование кластера повлечет за собой создание смежных производств, геологоразведочных предприятий, развитие транспортной инфраструктуры. Таким образом, кластеры могут стать полюсами роста экономики республики. Политика создания полюсов роста в целях регионального развития направлена на тщательный выбор в проблемном регионе одного или нескольких потенциальных полюсов. Именно сюда направляются новые инвестиции вместо того, чтобы «точечно» распределять их по всему району. Выделение в регионах полюсов роста и перспективных отраслей способствует созданию «толчка» для развития экономических процессов. Перераспределение инвестиций в полюса роста способствует синергетическому эффекту и приводит не только к росту производства, но и к улучшению социальных показателей, повышению уровня жизни. Литература 1.Орлов В.П. Государство и недропользование//Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2001. №2. С.29-33 2.Топливный сектор Республики Коми: направления и методы регулирования развития/Отв.ред. В.Н. Лаженцев. Коми НЦ УРО РАН. Сыктывкар, 2002. 416 с. 3.Татаркин А.И., Романова О.А. Промышленная политика и механизмы ее реализации: Системный подход//Экономика региона.2007. № 3 С. 19-31. 4.Череповицын А.Е. Концептуальные подходы к разработке инновационно-ориентированной стратегии развития нефтегазового комплекса: СПб:СПГГИ, 2008. 212 с. 5.Стратегия развития минерально-сырьевой базы углеводородов / Боровинских А.П., Гайдеек В.И., Аминов Л.З., Тимонина Н.Н. и др.// Горный журнал. 2007. № 3. С. 52-56.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||