Каталог статей

Каримбаева Г.Ж.

Проблемы развития инновационных процессов на производстве

Задача устойчивого развития в течение последних лет считается в Казахстане национальным приоритетом. Известно, что фундаментом процветающего общества может быть только открытая экономика, не ограниченная рамками сырьевого сектора. Это напрямую зависит от соответствующего уровня развития инноваций в промышленности, что возможно при опережающем развитии, прежде всего, наукоемких отраслей промышленности, сферы наукоемких услуг и инновационной инфраструктуры.

Между тем, несмотря на принятие и реализацию ряда документов, в т.ч. Стратегии индустриально-инновационного развития на 2003-2015 гг., Программы «30 корпоративных лидеров», Государственной программы по форсированному индустриально–инновационному развитию на 2010–2014 гг., предполагающих существенные изменения в рамках инновационного развития, до сих пор сохраняются определенные негативные тенденции.

Так, общая техническая и технологическая отсталость предприятий, отсутствие действенной связи науки с производством, сырьевая направленность экспорта представляют определенную угрозу экономической безопасности страны и сдерживают инновации. Необходимо также отметить, что отрасли, преобладающие в казахстанской экономике, отличаются достаточно продолжительным жизненным циклом применяемых технологий, сравнительно стабильным ассортиментом выпускаемой продукции и низкими темпами ее обновления. Поэтому они относятся к мало- и среднетехнологическим отраслям. В высокотехнологичных отраслях наблюдается повышенная склонность к инновациям, а чем шире представлены в экономике наукоемкие отрасли, тем более развита в ней инновационная деятельность.

Как видно из таблицы 1, инновационная деятельность на промышленных предприятиях страны находится на низком уровне. По результатам опросов (2004-2010 гг.) число предприятий, имеющих инновации, выросло в 2,5 раза. Несмотря на то, что уровень активности в этой области вырос почти в 2 раза, восприимчивость предприятий промышленности к инновационным процессам, которая характеризуется долей инновационно активных предприятий, составила в 2010 г. лишь 4,3%. Для сравнения: в США данный показатель равен 50%, Венгрии – 47, в Эстонии – 36, Турции – 33%.

Низкой остается и доля инновационной продукции в ВВП страны (0,66% в 2010 г.), причем за анализируемый период произошло снижение данного показателя в 2 раза. При этом количество научно-исследовательских и проектно-конструкторских подразделений, а также численность занятого персонала выросла более чем в 1,6 раз. Ситуация парадоксальна.

В 2010 г. объем выпуска инновационной продукции составил 142166,8 млн. тг., в том числе оказано услуг инновационного характера на 18240,4 млн. тг. Данное обстоятельство свидетельствуют о том, что Казахстан сильно зависим от зарубежных разработок, уже внедренных и используемых технологий. Среди инновационной продукции промышленных предприятий наибольший удельный вес занимала продукция, вновь внедренная или подвергавшаяся значительным технологическим изменениям, – 81%, продукция подвергавшаяся усовершенствованию составила 14%, и прочая инновационная продукция – 5%. Основными видами инновационной деятельности предприятий, имеющих завершенные инновации, являются: внедрение новых технологий, оборудования, материалов – 54%, научно-исследовательская деятельность – 11%, проектно-конструкторская деятельность – 5,3%, участие в научно-технических программах – 2,9% [1].

Таблица 1 - Основные показатели инновационной деятельности предприятий

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Количество респондентов, всего

8022

10392

10591

10889

11172

10096

10937

из них: имеющие инновации

184

352

505

526

447

399

467

уровень активности в области инноваций, %

2,3

3,4

4,8

4,8

4,0

4,0

4,3

Количество научно-исследовательских, проектно-конструкторских подразделений

463

677

724

763

745

688

723

в них: списочная численность работников, человек

6332

9542

11472

9375

10781

11191

Объем инновационной продукции, млн.тенге

74718,5

120408,4

156039,9

152500,6

111531,1

82597,4

142166,8

Доля инновационной продукции в ВВП,%

1,27

1,58

1,53

1,19

0,69

0,51

0,66

Затраты на технологические инновации в промышленности, млн.тенге

32564,7

56016,5

71513,4

76264,9

97463,7

31034,8

219571,2

Примечание - [сылка более недоступна}

Примечательно, что промышленные предприятия Казахстана используют широкий спектр форм приобретения новых технологий. Наиболее популярной формой приобретения новых технологий является покупка оборудования, в том числе за пределами республики. При этом наименее популярной формой приобретения прав на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов и полезных моделей является приобретение результатов исследований и разработок.

Основная доля в инвестировании инновационных проектов приходилось на собственные средства предприятий – 85,3%, иностранные инвестиции – 8,3%, республиканский бюджет – 4,9%.

В целом инновационное предпринимательство в Казахстане является слаборазвитым и имеет низкую активность. В развитии инновационных процессов большую роль играет инфраструктура. Пока же функциональные возможности технопарков сужены до функций технологических бизнес-инкубаторов и бизнес-центров ввиду отсутствия финансовой обеспеченности процессов коммерциализации технологий и опытно-промышленной базы. Жесткая конкурентная среда на мировом рынке, слабый уровень отраслевого менеджмента, а также ограниченные временные рамки коммерциализации, неравные объемы и условия реализации приводят к тому, что созданные венчурные фонды пока не инвестируют по-крупному в инновационные технологии.

Другими факторами, препятствующими повышению инновационной активности предприятий, являются жесткие условия кредитования; высокая себестоимость нововведений; нехватка собственных средств; слабая финансовая поддержка со стороны государства; недостаток квалифицированных кадров. Проблема нехватки квалифицированных кадров наблюдается на многих предприятиях страны, низки также внутрифирменные инвестиции в человеческий капитал: расходы на обучение и подготовку персонала сохраняются на уровне 0,6 %.

Низки также затраты на маркетинговые исследования (0,11%) –большинство компаний ориентируется на выпуск такой продукции, где не требуется затрат на продвижение нового продукта на рынок.

Еще одним фактором, сдерживающим динамику инновационного процесса на микроуровне, остается низкий уровень инвестирования в сферу НИОКР. Мировой опыт показывает, что в этом отношении оправданной является государственная политика, направленная на стимулирование инвестиций в инновации через собственные лаборатории либо посредством заказов научным организациям.

Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что инновационное развитие на предприятиях ухудшается. Объективная оценка ситуации позволяет утверждать, что предпринимаемые меры пока не приносят эффекта, не способствуют развитию экономики, основанной на инновациях.

Литература:

1. [сылка более недоступна}