Каталог статей

Гаина А.А., Кобина Л.А.

Развитие инновационной среды вуза

Повышение конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг, создаваемых в нашей стране, тесно связано с формированием инновационной среды экономики, рассматриваемой как сложившаяся совокупность и взаимосвязь социально-экономической, технологической, организационно-управленческой, правовой и политической сред,  и создающая условия для проведения исследований и разработок и коммерциализации инновационных продуктов и услуг. Инновационная среда, имеющая сложную внутреннюю структуру, должна обеспечивать в первую очередь деятельность отдельных организаций, осуществляющих исследования и разработки и коммерциализацию их результатов, а также подготовку кадров и др.

Организации, выполняющие научные исследования и разработки, классифицируются по следующим секторам деятельности: государственный, предпринимательский, высшего профессионального образования, некоммерческих организаций. В России значительная часть исследований и разработок может проводиться в секторе высшего образования, где имеется научно-инновационный потенциал, рассматриваемый как совокупность нереализованных возможностей по проведению исследований и разработок и коммерциализации инноваций. Сектор высшего образования, представленный высшими учебными заведениями, выполняющий образовательную и научно-инновационную функции, является сектором, во многом обеспечивающим развитие экономики в целом. Одним из результатов его деятельности являются новшества, готовые к коммерциализации. В этой связи и возникает необходимость развития инновационной среды вуза.

Высшее учебное заведение рассматривается как ключевое звено взаимосвязи между образованием, наукой, производством и рынком, так как позволяет объединить кадровые, интеллектуальные, материально-технические, информационные и административные ресурсы, создаваемые в формируемой инновационной среде.

Сектор высшего образования в Российской Федерации в настоящее время представлен 1115 высшими учебными заведениями. Общее число вузов, выполнявших исследования и разработки в 2010 г., составило всего 14,8% от общего числа организаций, выполняющих исследования и разработки.

В целях развития инновационной среды вуза необходимо осуществлять управление самим образовательным процессом и процессами проведения исследований и разработок. Ключевым условием успешного развития инновационной среды вуза является управление процессами исследований и разработок и их коммерциализации. Важным отличием от существующих подходов к управлению исследованиями и разработками в вузах следует считать уточнение области управления и включение в нее не только собственно исследований и разработок, но и процессов коммерциализации инновационных продуктов и услуг, реализуемых в инновационной среде вуза.

Разработка механизма развития инновационной среды вуза, позволяющего активизировать исследования и разработки в высшем учебном заведении, основывается на современных подходах к управлению. Возможно применение рыночного подхода к управлению исследованиями и разработками и, тем самым, расширить возможности интеграции высшего учебного заведения с предприятиями и организациями, которых в данном случае следует рассматривать как потребителей результатов исследований и разработок, проводимых в вузе. Современные механизмы управления исследованиями и разработками предполагают одновременное развитие потребностей клиентов в новой и усовершенствованной продукции и технических возможностей производства.

Инновационная среда, создаваемая и развиваемая вузом для управления исследованиями и разработками, включает взаимодействие нескольких субъектов. Среди них: высшее учебное заведение, предприятия и организации, управляющая целевым капиталом компания, центры коммерциализации результатов исследований и разработок. Наибольшую сложность в реализации механизма развития инновационной среды представляют управление процессом интеграции с предприятиями и организациями, управление целевым капиталом с целью эффективного использования средств для исследований и разработок и управление процессом коммерциализации при учете интересов предприятий, организаций и высших учебных заведений.

Механизм развития инновационной среды вуза путем интеграции инвестиционных средств предприятий и организаций и научно-инновационного потенциала высшего учебного заведения с целью управления исследованиями и разработками позволяет развивать инновационную деятельность вуза, что в свою очередь способствует развитию инновационной среды сектора высшего образования и экономики в целом. Это является важным этапом в повышении уровня научно-технического развития России.

Литература

1. Вольвач В.Г. Структура инновационной культуры ВУЗА  и информационная среда // Инновационное образование и экономика. - № 6/17.. – Омск: изд-во ОмЭИ, 2010 г.

2. Котов Д.В., Шарова О.О. Фонд целевого капитала в инновационной деятельности вуза // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2010. – № 2.

3. Шарова О.О. Развитие инновационной среды сектора высшего образования  // Инновационно -инвестиционные механизмы управления развитием региона, отрасли, предприятия : Сборник материалов российской научно -практической конференции. – Уфа : БАГСУ, 2011.