Финансовое право (Белоусов Д.С.)

Бюджетные права РФ, субъектов РФ и муниципальных образований

Термин «бюджетные права» можно толковать как полномочия или компетенцию соответствующих субъектов. Бюджетные права, или компетенция, определяют бюджетно-правовой статус государства и его территориальных подразделений. Основа этого статуса – право на самостоятельный бюджет. Такое право принадлежит именно этим субъектам, а не тем или иным органам государственной власти или местного самоуправления. Из него вытекает широкий круг бюджетных прав (полномочий) материального и процессуального содержания, посредством использования которых и осуществляется право на самостоятельный бюджет. Это права на получение определенных доходов, распределение и использование их на нужды соответствующей территории, а также права по регулированию бюджетных отношений в рамках установленной компетенции. Основы разграничения бюджетной компетенции установлены Конституцией РФ.

Бюджетная компетенция РФ, ее субъектов, муниципальных образований – это принадлежащие им в области бюджета полномочия в лице соответствующих государственных органов власти или местного самоуправления по формированию и реализации собственного бюджета и регулированию бюджетных отношений на своей территории в определенных законодательством пределах.

Основное содержание бюджетной компетенции РФ, ее субъектов и муниципальных образований составляют следующие полномочия:

  • формировать собственный бюджет и самостоятельно его использовать;
  • получать предусмотренные законодательством доходы для включения их в данный бюджет;
  • использовать средства собственного бюджета для осуществления задач и функций соответствующего государственного или муниципального уровня;
  • самостоятельно определять направления расходов собственных бюджетов;
  • распределять собственные бюджетные доходы между бюджетами данной территории;
  • формировать и использовать в рамках собственного бюджета целевые и резервные фонды;
  • объединять средства своего бюджета со средствами других бюджетов и иными финансовыми ресурсами;
  • привлекать в бюджеты заемные средства (выпуск облигаций федеральных займов, займов субъектов Федерации и муниципальных займов, использование банковского кредита и др.);
  • оказывать финансовую поддержку нижестоящим бюджетам;
  • получать компенсацию за счет средств вышестоящего бюджета в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений вышестоящих органов государственной власти после утверждения бюджета;
  • самостоятельно распоряжаться дополнительно выявленными или сэкономленными средствами (свободными остатками средств);
  • осуществлять правовое регулирование отношений, касающихся собственного бюджета, и в установленных пределах – межбюджетных отношений;
  • защищать свои бюджетные права в судебном порядке.

При реализации этой компетенции возникают разнообразные бюджетные отношения, в частности, отношения по распределению доходов и расходов между бюджетами разных уровней в целях финансового обеспечения осуществления полномочий органов государственной власти и местного самоуправления. БК РФ называет их межбюджетными отношениями, устанавливает принципы этих отношений, отмечая равенство бюджетных прав субъектов РФ и равенство бюджетных прав муниципальных образований.

Разграничение бюджетной компетенции между названными субъектами основано на принципах федерализма и местного самоуправления и вытекающих из них принципах единства бюджетной системы РФ и самостоятельности бюджета каждого уровня, закрепленных в Конституции РФ и российском законодательстве.



Белоусов Д.С. Финансовое право | Родионова М.А. Финансовое право| Сальникова Л.В. Финансовое право