Каталог статей

Балтагулова Ш.Б.

Инновационная деятельность и возможности развития малого и среднего бизнеса в Казахстане

Трансформация казахстанской экономики, заключающаяся в преобразовании экономических отношений, а также в решении проблем интеграции, которые носят глобальный характер и позволят достичь положительных экономических результатов и экономического благополучия страны, является одной из приоритетных задач государства на данном этапе развития экономики. В аспекте постановки данной задачи немаловажным является рассмотрения проблем развития сектора малого и среднего предпринимательства как  одно  из условий успешного реформирования экономики, поскольку развитие малого и среднего бизнеса это основа экономики любой страны. Без развитого малого и среднего предпринимательства сложно говорить о стабильности макроэкономической ситуации государства.

              Вследствие этого, необходимо  отметить, что современное состояние экономики и тенденции развития малого и среднего бизнеса в Казахстане требуют повышенного внимания к разработке и внедрению методов и инструментов, направленных на реальное развитие, а также   дальнейшую поддержку данного сектора в посткризисный период, так как   малый и средний бизнес, приобретая  ключевые позиции в развитии экономики Казахстана, будет способствовать дальнейшему развитию и расширению реального сектора экономики и сферы услуг,  обеспечивая рост занятости и  деловую активность населения, а также наполнению рынка отечественными товарами и услугами, формированию конкурентной среды.

          В этой связи,  Правительство Казахстана, основываясь на опыте развитых стран, продолжает совершенствовать  механизмы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, используя принципы равноправного развития и тесной интеграции крупного, среднего и малого бизнеса, что будет способствовать взаимодополнению, взаимосвязи этих сегментов экономики, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

            Использование процессов инновационного производства, направленное на   внедрение нового технологического оборудования, передовой технологии, становится ключевым стратегическим параметром развития любого предприятия и, в частности,   развития малого и среднего предпринимательства, поскольку в условиях жесткой конкуренции в посткризисный период, когда наблюдается значительное снижение потребительского спроса и развитие бизнеса идет на основе восстановления, многие фирмы пытаются найти новые направления развития – интересную, более быстро  растущую нишу, рынок, продукт. В этих условиях, принимая решение о  выходе на новый товарный рынок, фирма должна уделить самое пристальное внимание перестройке стратегических и производственных планов с целью выживания на рынке. А достижение данной цели во многом зависит от  использования новых идей, товаров, услуг, материалов, технологий, что будет способствовать модификации и улучшению выпускаемой продукции, способа ее производства или распределения.         Следовательно, выход из затруднительной экономической ситуации,  удержание фирмы на товарном рынке и получение возможности в дальнейшем развивать свой бизнес, а также повышать конкурентоспособность выпускаемой продукции, требует активизации инновационной деятельности  на малых и средних предприятиях.

           Необходимо отметить, что в Казахстане, как и в других странах СНГ, условия инновационного развития предприятий были значительно позже рассмотрены, нежели в развитых странах, которые направляли  свои основные усилия и финансовые ресурсы на обеспечение перехода к инновационному пути развития и заметно продвинулись по пути технологического обновления. Задержка  перехода стран СНГ к  инновационной модели экономического роста была связана с  решением вынужденных проблем, связанных с переходом административно-командной к рыночной экономике, формированию основ рыночных механизмов хозяйствования.  Однако значимость развития малого и среднего бизнеса для становления рыночной экономики приобретала  все большую  актуальность и осознание значительных структурных изменений в экономике в процессе развития наряду с крупным производством среднего и мелкого, требовала объективных решений со стороны правительства по реализации макроэкономических проектов. В дальнейшем развитие сектора МСП потребовало и его более активного вовлечение в инновационный процесс, хотя в настоящее время, инновационная направленность экономик большинства стран СНГ находится лишь в стадии формирования.

      В этой связи Всемирная организация интеллектуальной собственности определяет основные причины, сдерживающие  активизацию инновационной деятельности стран СНГ, в том числе и Казахстана, которые заключаются,  прежде всего, в недостаточной развитости рыночных отношений, которая в значительной мере нейтрализует реальное действие разработанных и принятых законодательных актов в этой сфере,  низкой степени зрелости конкурентной среды, неоправданной ограниченностью финансовых ресурсов, необходимых для создания благоприятных условий функционирования инновационных МСП, отсутствием соответствующей инфраструктуры, низкой инновационной культурой и т.д.

       Тем не менее, в Казахстане  предпринимаются определённые шаги по усилению инновационной направленности развития малого и среднего предпринимательства, так как именно  инновационное производство и его обслуживание, должны стать  перспективной рыночной нишей для малых и средних предприятий и, как показала практика зарубежных государств, МСП, в силу своего динамизма,  являются   более чувствительными к инновациям, поскольку потребность в завоевании определенной доли на  отраслевом рынке, жесткая конкуренция способствуют принятию принципиально новых технических решений, модернизации продукции, расширению товарного ассортимента, а также быстрой реакции на быстро меняющийся спрос потребителей. Поэтому любой предприниматель должен понимать преимущества инновационных решений, которые позволят ему укрепиться на рынке и иметь возможность в течение длительного времени добиваться высоких показателей прибыли, отстаивать лидерские позиции на рынке. Однако достижение этих целей во многом зависит от активного государственного регулирования, которое должно и может содействовать оптимальному развитию и функционированию инновационной активности малых и средних предприятий.

        Практически во всех развитых странах, есть система государственного стимулирования инновационной деятельности малых и средних предприятий. Так, во Франции, убедившись, что повышение активности малых и средних фирм влияет на рост международной конкурентоспособности страны, реализуют специальные программы помощи инновационным предприятиям, участвуя в их затратах путем дотаций, налоговых льгот, льготных кредитов, рискового капитала и консультирования. Наиболее яркий пример успешной инновационной политики в целях развития малого и среднего бизнеса, демонстрирует Китай. Высокая степень правового обеспечения в сфере передачи технологий, налоговая система, освобождающая МП, занимающиеся освоением новых технологий, от налога на прибыль, система их льготного кредитования и финансовой поддержки обеспечили эффективное использование научно-технического потенциала и высокую прибыль от инновационной деятельности [1].

                Соответственно и для Казахстана большое значение имеет активная государственная  инновационная политика, проводимая в области развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. Такая государственная поддержка МСП в инновационной сфере будет способствовать раскрытию потенциала малого и среднего бизнеса, что немаловажно для стабилизации и эффективности  развития экономики, поскольку именно так определяются приоритеты данного сектора экономики,  развитие которого влияет на экономический рост, на ускорение научно – технического прогресса, на насыщение рынка конкурентоспособными товарами, на создание новых дополнительных рабочих мест, т. е. решает многие         стратегической цели социально-экономического развития.

                 В этой связи, принимаемые меры со стороны правительства РК  по активизации инновационной деятельности должны быть равномерно  сбалансированы при распределении инвестиционных ресурсов как для крупного, так для малого и среднего бизнеса, так как  значительная роль малого бизнеса в научно-технической политике определяется тем, что крупные компании в сфере НТП приобретают известные преимущества от интеграции с мелкими фирмами в этой области и  создаются именно для реализации новой научной идеи или технологической разработки. Несмотря на ограниченность собственных ресурсов, МСП способны получать  инвестиции именно для создания инновационной продукции на заказ крупных компаний и корпораций, выступая их партнерами или субподрядчиками [2].

                Следовательно,  государственные  инвестиционные ресурсы должны быть скон­центрированы на наиболее важных сферах функционирования малого предпринимательства, на поддержке конкретных направлений развития инновационных программ или проектов содействия малого и среднего бизнеса, что будет способствовать реализации общегосударственных задач по повышение конкурентоспособности экономики.

           В этих целях, начиная с 1997 года, когда в Казахстане был принят Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке малого предпринимательства» и рассмотрено понятие инновационная деятельность,  которая определяется как деятельность субъектов малого предпринимательства, направленная на использование научных знаний и новых технологий с целью производства нового или улучшения качества и снижения издержек производимого продукта, способов его производства, а также отражены меры в целях поддержки субъектов малого предпринимательства,  такие как создание сети технопарков, лизинговых центров, центров малой инновационной деятельности, венчурных фирм и других объектов инфраструктуры,  и по настоящее время,  в республике принимаются все более новые и прогрессивные программы по развитию инновационной предпринимательской деятельности.

            Конечно, принятие данных программ направлено, прежде всего, на развитие национальной инновационной системы Республики Казахстан и  Правительство четко видит перед собой цели инновационной политики. Однако, принимая все более новые программы, на практике не наблюдается полного исполнение ранее приятых мер, поскольку формирование только  нормативно-правовой базы и отсутствие ее исполнения, сдерживает развитие не только инновационной деятельности малого и среднего бизнеса, но и в целом развитие этого важного сектора экономики. Поэтому, принимая все новые документы, Правительству необходимо «обернуться» назад и проанализировать эффективность реализации ранее предлагаемых мер и  возможность их осуществления с целью разработки стимулирующих механизмов для процесса использования новшеств и достижения конечных результатов на данном этапе. Таким образом, МСП, вовлечённое в инновационный процесс, подпадая под действие законодательных и нормативных актов, направленных на стимулирование разработки и внедрения нововведений,  не получает ощутимых реальных преимуществ, так как внесенные предложений в Правительство Республики Казахстан по приоритетным направлениям инновационной деятельности должны исполняться, а не оставаться на бумаге.

         В этой связи хотелось бы остановиться на одной из мер в целях поддержки субъектов малого предпринимательства и  развития отечественного инновационного потенциала - это идея создания в республике сети технопарков. Несомненно, становление и развитие технопарков  будет способствовать повышение инновационной активности МСБ, поскольку главной целью технопарков является развитие инновационного потенциала, обеспечение потребности в инновационных продуктах.

         Однако, на сегодняшний день, большинство казахстанских технопарков не в полной мере выполняют свои функции и в  число услуг, которые предоставляются ими, в основном входят такие как предоставление в аренду площадей, организация проката технологического оборудования, оказание ряда услуг, которые не отражают истинную роль технопарков,  т.е. не обеспечивают все стадии инновационного процесса, от фундаментальных исследований до создания и реализации модифицированной продукции. В то же время цель создания технопарков, которая была определена Правительством, должна заключается в предоставлении комплекса инновационно-технологический услуг, которые способствовали бы поддержке развития инновационной сферы. Следовательно, истинная роль технопарков до сих пор недостаточно раскрыта и, соответственно,  назрела проблема в реструктуризации технопарков и разработке такой концепции их деятельности, которая четко определяла бы цель и собственно задачи, которые должны  решаться технопарками, и заключаться,  прежде всего, в оказании  поддержки инициаторов инновационных проектов на начальных этапах их продвижения и тем самым активизировать инновационную деятельность предприятий в плане  развития новых технологических решений. Только правильное понимание значения роли и деятельности технопарков позволит в дальнейшем успешно реализовать задачи, которые ставятся  в целях активизации инновационной деятельности.

       Таким образом, содействие развитию малого предпринимательства в инновационной сфере, а также  стимулирование инновационной деятельности является важной задачей в области дальнейшего развития МСБ Республики, поскольку за данным сектором экономики  стоят огромные перспективы, которые будут раскрыты только при поддержке государства, реализации принятых программ и признания значимости малого и среднего предпринимательства наряду с крупным бизнесом.

Литература::

1. Грибкова  Н.Б. Опыт  налогового регулирования в зарубежных странах и возможности его использования в России. Ж. Налоговая политика и практика. 2005 - №7.- с.16-20.

2. Степанова Т.Е. Интеллектуальная собственность как актив предпринимательской деятельности. Материалы І международной научно-практической конференция «Роль и значение интеллектуальной собственности в инновационном развитии экономики», 4- 6 ноября 2009 г., г. Хмельницкий, Украина