Каталог статей

Гешева М.В.

Предпринимательство и малый бизнес как фактор развития экономики региона

Предпринимательство – это главный фактор экономического развития, который является наиболее мобильным, легко адаптируется к новым рыночным ситуациям. Поэтому развитие предпринимательского потенциала является фундаментом для возникновения предпосылок экономического роста. Предпринимательство входит в группу нематериальных факторов экономического роста и является связующим звеном в процессе вовлечения в производственный процесс факторов «земля», «капитал», «труд».

Характер предпринимательского потенциала России обусловлен переходным состоянием российской экономики. Россия продемонстрировала способность к быстрому формированию предпринимательской инфраструктуры и самого класса предпринимателей. Всего за 10 с немногим лет в России образовались тысячи рыночных структур, возникли миллионы собственников. Однако многие рыночные инфраструктуры остаются крайне несовершенными и неэффективными. Примером служит фондовый рынок, который не является источником доходов основной массы населения. Кроме этого, сохраняется заметная доля предприятий государственной формы собственности. Одновременно с этим продолжает оставаться сильной зависимость частных предпринимателей от органов государственного управления и их многочисленных чиновников, имеющих огромные возможности для контроля частного бизнеса, его разрешения или запрещения. Такая ситуация характерна и для экономики Кабардино-Балкарии.

В целях активизации предпринимательства в экономике Кабардино-Балкарии задачей региональной экономической политики должно являться создание благоприятной рабочей атмосферы и инвестиционного климата, а именно: пересмотр совокупности налогов регионального и местного бюджетов; создание четкого документообеспечения предпринимательской деятельности; разработка механизма диверсификации малых предприятий для повышения их конкурентоспособности; разработка системы консультационной и правовой поддержки малого бизнеса.

Малый бизнес в России, а в частности, в Кабардино-Балкарии, не приобрел масштабов зарубежного. В республике на 1 января 2011 года было зарегистрировано 2339 малых предприятий, основная масса которых сосредоточена в торговле и общественном питании (36,6%). Структура малого бизнеса по отраслям экономики выглядит следующим образом: промышленность – 23 %, строительство – 15,2%, сельское хозяйство – 5,1%, транспорт и связь – 4,8%, наука и научное обслуживание – 0,4%. На другие отрасли экономики приходится 14,9% числа малых предприятий.

Характеристикой малого бизнеса, подтверждающей его актуальность, необходимость для развития экономики являются показатели рынка труда. На малых предприятиях республики занято 18379 человек, что составляет 6,1% от общей численности работающих в экономике, что значительно отличается от среднемирового уровня – это 40-50% занятых. 32,6% работают на предприятиях строительства, 32,3% - промышленности, 29,1% - на предприятиях торговли и общественного питания, 3,5% - в здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении, 1,4% - в сельском хозяйстве, 0,2% - в образовании, 0,8% -  в общей коммерческой деятельности по обслуживанию и функционированию рынка, 0,1% - в операциях с недвижимым имуществом.

Министерство экономического развития и торговли КБР провело анкетирование 300 субъектов малого предпринимательства республики.

Около половины опрошенных (47%) в бизнесе от 2 до 5 лет, 30% - 5-10 лет, 14% - менее 1 года и 8% - более 10 лет. Основная часть опрошенных (86%) реализует свои товары в КБР, 22% - в России и 2% - за рубежом.

Большая часть из них (53%), начиная свое дело, ограничивалась собственными средствами, 32% заняли деньги у частных лиц и только 20% смогли получить кредит в банке. 62% предпринимателей заявили, что банковский кредит непривлекателен из-за высоких процентных ставок. 61% респондентов не устраивает необходимость большого залогового обеспечения, 33% - сроки кредита, 25% видят в банках нежелание работать с малым бизнесом.

Нехватку средств, как одну из основных проблем при открытии своего дела, назвали 60% респондентов, 45% отметили высокое налоговое бремя. В Зольском районе на оба эти фактора сослались 100% предпринимателей. 20-25% опрошенных указали на трудности с регистрацией, получением кредита, арендой помещений и нестабильность законодательства. Только 4% предпринимателей, открывая свое дело, опасались сложной криминогенной ситуации, а в Черекском районе и Прохладном на этот фактор не сослался ни один из опрошенных.

Значительная часть респондентов (44%) считает, что государство никак не влияет на малый бизнес (в Терском районе -87%, в Нальчике - 70%, в Прохладном - 60%). 28% уверены, что власти содействуют его развитию, а 23% назвали орган власти как препятствие для малого бизнеса. Это мнение поддерживают 88% опрошенных в Зольском районе и 61% в Чегемском районе. Отвечая на вопросы о помощи правительства, 52% опрошенных заявили о необходимости налоговых льгот, 50% - о целевых кредитах на определенные программы, 34% - субсидиях для совершенствования технологий. За изменения законодательства высказались 27%, за необходимость консультаций -только 9%.

Свой бизнес прибыльным считают 77% предпринимателей, убыточным - 18%. В убыток работают 58% опрошенных в Зольском районе, 27% - в Черекском и 25% - в Урванском районе.

В качестве предложений можно рекомендовать региональным органам управления следующие конкретные мероприятия: планомерное внедрение в систему высшего образования специальностей, выпускающих специалистов в сфере диверсифицированного менеджмента, предпринимательства; упрощение системы налогообложения на региональном уровне (речь не идет об отмене налогов, а по крайней мере о снижении ставок и расширении налоговых льгот); разработка специализированных мобильных схем администрирования малых предприятий разных организационно-правовых форм (в качестве критерия можно также предусмотреть отрасль деятельности или степень диверсификации производства); обучение предпринимателей созданию бизнес-планов и их продвижению на рынок; разработка системы проведения конкурсов на получение средств региональных и местных бюджетов на поддержку и развитие бизнеса; объединение малых  предприятий в более эффективные формы организации бизнеса (консорциумы, корпорации).

Литература

1. Дорохова Е.И. Направления развития коммерческой деятельности в розничной торговле потребительской кооперации. – Белгород: Кооперативное образование. 2002. – 232 с.

2. КБР в цифрах. 2010 год: Статистический сборник. – Нальчик, 2011.