Каталог статей

Васильева М.В.

Анализ способов оптимизации налогового потенциала региона

Налоговый потенциал характеризует способность региона приносить существенный налоговый доход бюджетам всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Поэтому его оптимизация является первостепенной задачей региональных властей, так как он характеризует и степень социально-экономического развития субъекта и его финансовую самостоятельность. Основные пути оптимизации налогового потенциала региона представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Способы оптимизации налогового потенциала региона

Каждое из приведенных направлений включает в себя целый комплекс задач, реализация на практике которых будет способствовать более справедливому распределению общественного богатства, существенному пополнению доходов региональных бюджетов, а, следовательно, и повышению налогового потенциала региона, и, как следствие всего этого, улучшению социально-экономической ситуации в регионах и страны в целом [1].

Одним из наиболее распространенных путей оптимизации является проведение разумной региональной политики. На формирование финансовой базы регионов оказывают негативное влияние процессы, происходящие в экономике страны: снижение темпов производства, низкая рентабельность многих отраслей и производств (за исключением сырьевых отраслей), значительная доля убыточных предприятий, неплатежи предприятий, дебиторская задолженность, что приводит к налоговой задолженности. Динамика налоговой задолженности также характеризует эффективность налоговой модели, т. е. чем больше задолженность, тем больше проблем в этой сфере, и она нуждается в реформировании.

Важным способом оптимизации налогового потенциала региона является  совершенствование системы налогового администрирования. В рамках этого способа целесообразно предложить механизм территориального налогового администрирования (Рисунок 2).

Механизм территориального налогового администрирования можно рассматривать как совокупность закрепленных нормами налогового права элементов управления налоговыми отношениями, видов, форм организации этих отношений, способов и инструментов обеспечения реализации функций налогового администрирования.

Данный механизм структурно включает в себя три взаимосвязанные подсистемы, составляющие его внутреннее содержание: механизм формирования налогового потенциала региона (механизм налогового планирования), механизм мобилизации налогов и сборов в бюджеты РФ (учетно-контрольный, в том числе превентивный, механизм), механизм обеспечения полного и своевременного поступления сумм налогов и сборов в бюджетную систему РФ (правоприменительный, принудительный).


Рисунок 2 – Структура и содержание механизма территориального налогового администрирования

Одновременно механизм территориального налогового администрирования представляет собой деятельность налоговой администрации по организации функционирования составляющих его структурных элементов (подсистем), то есть по организации налогового производства в строгом соответствии с нормами налогового права [2].

Все структурные элементы (подсистемы) механизма территориального налогового администрирования разграничены условно, поскольку на практике они нередко пересекаются, а механизм мобилизации налогов и сборов в бюджеты РФ и механизм обеспечения полного и своевременного поступления сумм налогов и сборов в бюджетную систему РФ направлены на реализацию контрольной функции налогов.

Также для целей оптимизации налогового потенциала необходимо выработать систему требований как к методике оценки и прогноза налогового потенциала Субъекта Федерации, так и к информации, используемой для оценки и прогноза (Рисунок 3).

Рисунок 3 – Система требований к методам анализа налогового потенциала и к информации

Важным моментом является то, что методика оценки и прогнозирования налогового потенциала должна иметь возможность гибко и своевременно подстраиваться под изменения налоговой системы государства, легко включая в себя и исключая из себя различные виды налогов и их группы, обеспечивая тем самым принцип множественности.

Своевременная адаптация методики к изменениям законодательства должна проявляться, прежде всего, через ее простоту [3].

Таким образом, оптимизация налогового потенциала региона является первостепенной задачей региональных властей, так как данный показатель характеризует и степень социально-экономического развития субъекта и его финансовую самостоятельность. Существует целый ряд способов и путей оптимизации  налогового потенциала, одним из наиболее эффективных и реализуемых является разработка и повышение эффективности региональной налоговой политики. В рамках данного способа целесообразна разработка Концепции приоритетных направлений развитий региональной экономики, где главенствующие роли уделяются таким показателям как собираемость налогов и сборов, а также налоговый потенциал. Еще одним важным направлением оптимизации является совершенствование механизмов налогового администрирования. В рамках данного механизма должна существовать и функционировать подсистема формирования налогового потенциала, что будет способствовать его постоянной оценке в динамике. В целях оптимизации налогового потенциала немаловажную роль играет отбор информации и контроль ее полноты, своевременности и достоверности.

Литература

1. Васильева, М.В. Реализация целевых ориентиров налогового планирования на макроуровне с учетом институционально-функционального аспекта [Текст] / М.В.Васильева //  Экономические и гуманитарные науки. – 2011. - №12(239) – С.79-86

2. Маслова, И.А. Российская и международная практика формирования бюджета в России как источник финансирования [Текст] / И.А. Маслова // Управленческий учет — 2011. - №7. - С.104-107

3. Попова, Л.В. Использование учетно-налоговой макросистемы в финансовой системе государства, в рамках взаимодействия с государственным менеджментом [Текст] / Л.В. Попова // Управленческий учет. -  2011. - №10. – С.77-84