Каталог статей |
Козлова А.С. Проблемы и перспективы развития особых экономических зон в РоссииИзвестно, что формирование инновационного сектора экономики рассматривается сегодня на официальном уровне как одно из стратегических направлений политики государства. Для построения экономики инновационного типа необходимо развитие инновационной инфраструктуры, которая формируется, в первую очередь, на территориях, обладающих высокой концентрацией инновационного потенциала.Формирование инфраструктуры национальной инновационной системы предусматривает создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры, формирование инновационно активных территорий, развитие системы региональных и отраслевых фондов поддержки инновационной деятельности. Одним из перспективных для России направлений стимулирования инновационной деятельности на сегодняшний день является создание такой модели территорий инновационного развития, как особые экономические зоны. Выделение данных территориальных форм организации инновационной экономики в особую группу и особый объект управления связано с тем, что на таких территориях происходит наиболее интенсивное межотраслевое взаимодействие, способствующее скорейшему внедрению инноваций на рынок и удовлетворению спроса потребителей. В «Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года» дается следующее определение национальной инновационной системы: «Национальная инновационная система - это совокупность взаимосвязанных организаций и структур, занятых производством, коммерческой реализацией знаний и технологий, а также комплекс институтов правового, финансового, социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных предприятий и некоммерческих структур». Национальную инновационную систему (НИС) можно определить как комплекс учреждений и организаций различных форм собственности, осуществляющих создание и распространение новых знаний и технологий, а также организационно-правовые условия их хозяйствования в рамках государственной научной и инновационной политики. Конечная цель взаимодействия элементов национальной инновационной системы - создание условий для повышения инновационной восприимчивости общества и, следовательно, доведения инновационных продуктов до конечного потребителя. Роль государства заключается в создании правового режима взаимодействия структурных элементов НИС, а также в государственном регулировании инновационной деятельности. Инфраструктура НИС обеспечивает популяризацию новых технологических достижений, расширяет сферу инновационного обмена, способствуя тем самым активизации инновационной восприимчивости общества. Инфраструктура инновационной системы - это совокупность субъектов инновационной деятельности, осуществляющих предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции [1]. Эффективными организационными формами, позволяющими обеспечить системное применение финансовых и административных инструментов для экономического развития, основанного на знаниях и инновациях, являются территориальные элементы инфраструктуры инновационной системы, такие как особые экономические зоны. Хотя практика создания особых экономических зон (точнее, свободных экономических зон, СЭЗ) для России не является совсем новой, поскольку СЭЗ стали создаваться в начале 1990-х годов, предыдущий опыт функционирования подобных территорий оказался неэффективным. Так, Р.И Зименков отметил следующие недостатки начального этапа формирования СЭЗ: «отсутствие четкого понимания целей и задач СЭЗ, массовая раздача льгот без четких критериев, стремление местных властей к суверенитету через создание СЭЗ, отсутствие нормативно-правовой базы для их создания и функционирования»[2]. Множество причин, связанных с неэффективной деятельностью СЭЗ, обусловило кардинальный пересмотр механизмов их создания и функционирования. В связи с этим в июле 2005 г. был принят Федеральный закон от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Особая экономическая зона представляет собой часть территории Российской Федерации, определяемую Правительством Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности [3]. Основными целями создания особых экономических (промышленно-производственных, технико-внедренческих, туристско-рекреационных, портовых) зон в Российской Федерации являются развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, производство новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств, развитие транспортной инфраструктуры, развитие туризма и санаторно-курортной сферы. На территории особых экономических зон действует особый режим предпринимательской деятельности в части предоставляемых их резидентам льгот [4]: таможенных (внешнеторговых); налоговых; финансовых; административных (упрощенные процедуры регистрации организаций, упрощенный режим въезда-выезда иностранных граждан и т.п.). Одним из инструментов экономической политики государства в области развития особых экономических зон являются налоги. Рассмотрим эффективность института налогов в контексте инновационной политики государства. Предоставление налоговых льгот на территории ОЭЗ в России может выполнить функцию стимулирования производства инновационных продуктов, как, например, в США, но лишь при условии наличия объективных предпосылок. Как показывает изучение зарубежного опыта, в качестве исходных условий для инновационного развития там рассматривают: • технологический и интеллектуальный потенциал, достаточный для запуска инновационного процесса; • постоянный рост числа участников инновационной «цепочки», в том числе в результате вовлечения в нее новых социальных групп; • институциональную систему (включающую как формальные, так и неформальные элементы), ориентированную на инновационное развитие; • востребованность инноваций большинством хозяйствующих субъектов, НИС в целом. Развитие особых экономических зон в России невозможно без учета подобного зарубежного опыта. Важную роль в формировании инновационной инфраструктуры играют технико-внедренческие ОЭЗ. Создание их в крупнейших научно-образовательных центрах, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее не только на отечественный, но и на международный рынки [5]. Приоритетными направлениями развития технико-внедренческих зон являются нано- и биотехнологии, медицинские технологии, электроника и средства связи, информационные технологии, точное и аналитическое приборостроение, ядерная физика. Технико-внедренческие зоны расположены вблизи ведущих университетов и институтов. Таким образом, компании получают возможность использовать высококвалифицированные кадры, научные наработки, тем самым развивается тесное взаимодействие между бизнесом, наукой и образованием. Ориентация региональных и муниципальных органов управления на поддержку инновационных производств способствует улучшению и повышению скорости коммуникаций с научной и образовательной средой. Немалое значение для инновационных предприятий имеет также помощь органов власти в реализации отдельных научных проектов. Усилия власти, направленные на интенсификацию развития инноваций, позволяют многим уникальным производствам решить ряд насущных проблем, а именно [6]: • обеспечить инновационно активные предприятия производственными и офисными помещениями по доступным ценам; • сделать доступными консалтинговые, инвестиционные и рекламные услуги, услуги по сертификации продукции, защите интеллектуальной собственности, подготовке кадров; • применять для решения своих задач уникальные приборы, оборудование и технологии через создание центров коллективного пользования; • объединять усилия по строительству доступного жилья для сотрудников инновационных компаний. Кроме того, взаимная близость большого количества наукоемких предприятий на территории особых экономических зон дает возможность постоянного обмена новой информацией, полезными разработками. Это также удобно и для инвесторов, которым в таких условиях гораздо легче найти интересующую их компанию. В то же время снижению эффективности процесса развития особых экономических зон способствует ряд проблем, среди которых привлечение профессиональных кадров, развитие частного инвестирования, создание транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры особых экономических зон. Что касается практического опыта функционирования особых экономических зон, то важно заметить, что количество зарегистрированных в ОЭЗ резидентов за прошедшее с момента принятия закона об ОЭЗ время не позволяет говорить о высокой восприимчивости регионами и их хозяйствующими субъектами новых институциональных форм. Практический опыт функционирования ОЭЗ выявляет необходимость корректировки действующего законодательства. Таким образом, можно отметить, что для эффективного функционирования особых экономических зон необходимы: • разработка и реализация мер, направленных на повышение эффективности и внедрение новых механизмов управления ОЭЗ, в том числе привлечение управляющих компаний, совершенствование законодательных и административных механизмов по созданию и развитию особых экономических зон; • совершенствование процедур и механизмов продвижения особых экономических зон всех типов на внутренних и внешних рынках; • разработка и применение системы поддержки резидентов ОЭЗ при реализации их проектов в условиях финансового кризиса; • активизация работ по созданию социальной инфраструктуры ОЭЗ, реализации программ строительства жилья для резидентов ОЭЗ; • разработка и реализация мер по подготовке кадров для особых экономических зон всех типов. Таким образом, совершенствование системы управления территориальными формами организации инновационной экономики, к которым относятся особые экономические зоны, возможно с помощью административных и законодательных механизмов, направленных на повышение эффективности особых экономических зон. Помимо данных проблем развития особых экономических зон существуют проблемы развития инновационной экономики России в целом, что имеет следующие специфические формы проявления: • затратный характер разработки инновационных продуктов: значительная часть технологических инноваций финансируется не промышленными предприятиями-разработчиками, а правительственными структурами, которые, как правило, не занимаются непосредственным внедрением разработанных ноу-хау, в результате чего последние не доходят до своего потребителя; • инерционный характер инновационных процессов: исследования в большинстве своем ведутся в традиционных направлениях, прежде всего, в отраслях тяжелой промышленности, несмотря на то, что емкость внутреннего рынка промышленных инноваций крайне невелика; спрос стран-аутсайдеров ограничен финансовыми возможностями; высокоразвитые страны предъявляют спрос на инновации нетрадиционного типа, обеспечивающие развитие новых наукоемких отраслей на стыке различных областей знаний; • невостребованность значительной части пионерных продуктов и технологий на российском рынке инноваций, что обусловлено в значительной мере несоответствием уровня развития общественного производства и потенциала научно-исследовательского комплекса страны. Решение проблем в области развития особых экономических зон, в частности как важного элемента инновационной инфраструктуры, будет способствовать развитию национальной инновационной системы и повышению конкурентоспособности не только региональной и муниципальной экономики, но и экономики России в целом.
Литература 1.«Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года». Утверждены Письмом Правительства РФ от 05.08.2005 №2473п-П7. 2.Зименкое Р.И. Свободные экономические зоны: учебное пособие для вузов. М: ЮНИТИ, 2005. 3.Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». 4.Постатейный комментарий Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» / под ред. АН. Козырина. М, 2007. 5.Официальный сайт ОАО «Особые экономические зоны» [Электронный ресурс]. URL [сылка более недоступна} свободный. 6.Иванов В.В. Российская инновационная система: территориальный подход // Инновации. 2007. №9. 7.Александров Ю.М. Особые экономические зоны и решение социально-экономических проблем территорий // Экономические науки. 2010. №71 (10). |