Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||
Цыпленкова М.В., Моисеенко И.В., Иванов И.В. Практика использования стандартов ISO 9000 в РоссииНа российских предприятиях при оценке системы качества по стандарту ISO 9000 часто используется формальный подход: обучение персонала системе управления качеством, поощрение за прохождение обучения и т. д. На Западе давно поняли, что качество – это будущее предприятия. Из любого кризиса предприятие может выйти только через совершенствование качества. В России, к сожалению, данная идеология не распространена повсеместно, хотя большое количество предприятий имеет сертификат на систему качества. Мотивация приобретения российскими предприятиями сертификации по ISO 9000 в таких случаях обуславливается следующими причинами: продвижение своей продукции или услуг за рубежом; работа с крупными зарубежными заказчиками в России; повышение имиджа компании на внутреннем рынке. Сертификация по указанным выше причинам не позволяет навести порядок в управлении для повышения эффективности деятельности и повышения качества продукции и услуг; такие компании не готовы к серьезной работе по постановке эффективной системы менеджмента качества. Тем не менее, получение сертификатов ISO 9000 может принести им реальную пользу, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Компании, занятые в таких отраслях, как авиакосмическая, автомобильная, оборонная или фармацевтическая, используют системы управления уже многие и многие годы. Пионерами среди российских промышленных компаний стали такие компании, как: «Завод турбинных лопаток», «Пивоваренная компания Балтика», «Электросила» и др. Практически все они сертифицировали свои производства для того, чтобы получать экспортные заказы в тех случаях, когда наличие сертификата является требованием или преимуществом для поставщиков. В таблице 1 представлены отрасли, лидирующие по уровню распространения стандартов ISO 9000.
Таблица 1 – Отрасли, лидирующие по уровню распространения стандартов ISO 9000
Окончание таблицы 1
Составлено по: [1, 2, 3, 4, 5]
Сравнительно недавно интерес к стандартам ISO 9000 начал развиваться в сфере производства промышленного оборудования. В этом секторе к стандартам ISO 9000 преимущественно обращаются малые и средние предприятия. Этот интерес, очевидно, связан с улучшением хозяйственного состояния предприятий и появлением у них амбиций в отношении работы на экспорт и по заказам крупных потребителей. В последнее время наблюдается интересная тенденция к повышению интереса к стандартам сертификации систем качества со стороны предприятий из сферы услуг и, в частности, оптовой и розничной торговли. Их основная мотивация в большинстве случаев связана с желанием повысить свой имидж на рынке и продемонстрировать свое благополучие. Однако само намерение внедрить систему качества показывает, что сектор торговли отошел от ценовой конкуренции к конкуренции на основе качественных преимуществ. Торговые компании стремятся совершенствовать качество обслуживания своих потребителей. Сегодняшнюю ситуацию характеризует еще одна общая тенденция – увеличение доли предприятий, обращающихся к стандартам ISO 9000 сознательно – в целях совершенствования качества и повышения эффективности управления, а не для решения сиюминутных задач. Это свидетельствует о проникновении идей современного менеджмента качества в умы большого числа менеджеров и, соответственно, о благоприятных перспективах внедрения эффективных систем менеджмента качества на многих предприятиях. В целом рост внимания к сертификации систем менеджмента качества ясно прослеживается.
Литература:
1. В приоритете – качество / Т.А. Потапова // Цемент и его применение. – 2008. – Ноябрь-декабрь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: [сылка более недоступна} 2.Пути совершенствования деятельности предприятий электротехнической отрасли / А.В. Гусева // Методы менеджмента качества. – 2006. – № 6. – С. 32-36 3. Окупаемость затрат на внедрение системы менеджмента качества и оценка объема средств направляемых на мотивацию персонала на примере машиностроительного предприятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: [сылка более недоступна} 4. Оценка результативности СМК на примере предприятий металлургической отрасли промышленности / Колочева В.В., Титова В.А., Ткаченко С.Ф. и [др.] // Методы менеджмента качества. – 2009. – № 3. – С. 20-25. (дата обращения - 25.05.2012) 5. Собольникова, А.А. Система менеджмента качества как механизм повышения конкурентоспособности на предприятиях полиграфической промышленности / А.А. Собольникова // Проблемы современной экономики. – 2008. - № 3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: [сылка более недоступна}
| ||||||||||||||||||||||||