Каталог статей |
Лоскутова Н.И. Управленческий учёт в системе управления затратами предприятий железнодорожного транспортаУправленческий учёт представляет не просто учёт, а управление предприятием на основе учёта. Процесс управления затратами хозяйствующих субъектов в современных условиях развития рыночных отношений заключается в формировании принципов функционирования экономического механизма хозяйствования рис.1
Рис.1 Элементы экономического механизма хозяйствования в системе управления затратами на железнодорожном транспорте Эффективность и надёжность экономического механизма хозяйствования в системе управления затратами определяется финансовыми результатами деятельности предприятия, повышением конкурентоспособности. Формирование затрат по видам деятельности, укрупнённым видам работ (далее УВР) вызвано структурной реформой ОАО «РЖД», дальнейшего отделения конкурентных видов деятельности от монопольных. Решение этой задачи на основе разработанной методики определения расходов, оценок влияния основных факторов на эти группы затрат. Современные условия экономического развития предприятий всех форм собственности требуют переосмысления традиционных подходов к снижению затрат на производство. На железнодорожном транспорте вопросы теории и практики управления затратами, экономическими результатами работы предприятий нашли отражение в работах А.П. Абрамова, Б.М. Лапидуса, Л.А. Мазо, Д.А. Мачерета, Н.Г. Смеховой, Н.П. Терешиной, А.М. Шульги, А.С. Чудова и других учёных [4]. Новые подходы в вопросах управления затратами, ориентированы на децентрализованную систему управления, позволяющую измерять и контролировать результаты деятельности внутренних структурных единиц ОАО «РЖД». Продукцией ОАО «РЖД» являются перевозки, которые нельзя накопить или отложить в запас. Поэтому к управлению затратами в такой компании выдвигается ряд дополнительных требований: -своевременное, полное и достоверное документирование фактических затрат на момент их возникновения, обеспечивающее объективность принятия управленческих решений; -группировка и учёт расходов по центрам затрат и центрам ответственности, видам деятельности и УВР; - определение отклонений фактических расходов от установленных норм или плановых заданий, причин и виновников, способствует оперативному управлению расходами, обеспечивающее возможность их устранения непосредственно в процессе формирования эксплуатационных расходов. Особенностью транспортной отрасли является снижение эксплуатационных издержек, ограниченное определёнными технологическими процессами, связанными с безопасностью движения поездов, охраной труда и уровнем надёжности техники [2]. Существует ряд причин внедрения управленческого учёта: -система бухгалтерского учёта отражает произведённые затраты по факту и не в состоянии обеспечить оперативное принятие управленческих решений, способствующих минимизации затрат; -не выполняется принцип оперативности в выявлении отклонений фактических затрат от установленных норм и плановых показателей; -большой диапазон работ не охвачен техническим нормированием, а периодичность обновления существующих среднесетевых норм и нормативов отстаёт от уровня развития техники и технологий выполнения работ; -отсутствует полный контроль за целесообразностью использования различных видов ресурсов. Управление затратами осуществляется в соотвествии с разработанной Номенклатурой доходов и расходов (утверждённой распоряжением ОАО «РЖД» N 2124р от 13.10.2010г) по видам деятельности и УВР рис. 2 и 3[5]. Первая группа
Рис. 2 Виды деятельности первой группы
Особенностью калькулирования себестоимости по видам деятельности первой группы является необходимость распределения между ними части расходов на содержание инфраструктуры железнодорожного транспорта, локомотивную тягу, ремонт подвижного состава и т.д. Доходы, расходы и финансовый результат по видам деятельности второй группы определяется в рамках каждого структурного подразделения ОАО «РЖД» рис. 3.
Вторая группа
Рис.3 Виды деятельности второй группы
С момента образования ОАО «РЖД в результате структурной реформы управления железнодорожным транспортом разработаны и внедрены Приказом Минтранса России порядок ведения раздельного учёта доходов, расходов и финансовых результатов по 10 видам деятельности, тарифным составляющим и укрупнённым видам работ. В результате ведения раздельного учёта были сформированы и утверждены тарифы на оплату услуг инфраструктуры с перевозчиками, осуществляющими перевозку пассажиров, как в дальнем следовании, так и в пригородном сообщениях. [7]. Появление отдельного вида деятельности по оказанию услуг локомотивной тяги позволило более качественно оценить данный вид бизнеса и определить ценовую характеристику данных услуг. Доходы от всех перевозочных видов деятельности ОАО «РЖД» по данным годовых отчётов за 2008 - 2009гг составили соответственно (1014,4млрд. и 956,8млрд. руб.) рис. 4 и 5 [6,7].
Рис. 4 Структура доходов от перевозочных видов деятельности по ОАО «РЖД» за 2008г (в %)
Рис. 5 Структура доходов от перевозочных видов деятельности по ОАО «РЖД» за 2009г (в %)
Первостепенной задачей механизма управления затратами является формирование массива информации о состоянии внутренней и внешней среды компании. По мнению Б.М. Лапидуса снижение расходов на железнодорожном транспорте «состоит именно не в сокращении как самоцели, а в оптимизации затрат за счёт, оптимизации технологических процессов и максимально эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов» [1]. Оптимизация расходов позволит снизить себестоимость перевозок, увеличить их объём. Цикл управления затратами завершается экономическим анализом деятельности компании в отчётном периоде. В ходе экономического анализа на предприятиях железнодорожного транспорта используют методы сравнения (фактических показателей с планом, с уровнем предшествующего года, факторный анализ, индексный метод, метод цепных подстановок, элиминирования, применение которых позволит выявить влияние на затраты разных факторов). Данные анализа позволяют выработать новые стратегии развития ОАО «РЖД», построить фундамент для принятия решений на следующий производственный цикл, о моральном и материальном поощрении работников, трудовых коллективов с целью повышения результативности их деятельности. Большое значение для организации системы управления затратами имеет научно обоснованная классификация их в разрезе основных направлений и классов управленческих задач «Классификация» есть метод познания изучаемого объекта. Чем больше признаков классификации объекта выделено, тем выше степень его изучаемости, что в свою очередь, повышает степень управляемости объектом» [3]. Список используемой литературы 1. Лапидус Б.М. Стратегия развития железнодорожного транспорта – инструмент инновационного прорыва в интересах общества и экономики России [и др.]. //Экономика железных дорог, 2008. № 10. С.12-20. 2.Мачерет Д.А. Совершенствование методов планирования и регулирования эксплуатационных расходов. //Экономика железных дорог, 2002, № 8. С.15-28. 3.Немушкина Н.В. Особенности учёта затрат на железнодорожном транспорте: сб. науч. тр. Самара, СамИИТ, 2001. С.185-187. 4.Суменкова А.М. Природно-климатический риск в управлении затратами путевого хозяйства: дисс…. канд. экон. наук: 08.00.12 М., 2006. 5.Смехова Н.Г. Управление затратами железнодорожного транспорта по видам деятельности и УВР ОАО «РЖД». //Корпоративные финансы, М.: 2007. № 5 -С.24-36. 6. Годовой отчёт ОАО «РЖД» за 2008 [Электронный ресурс],2008. Режим доступа: httр://ir.rzd.ru/isvp/public/ir. 7. Годовой отчёт ОАО «РЖД» за 2009 [Электронный ресурс], 2009. Режим доступа: httр://ir.rzd.ru/isvp/public/ir. |