Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Клещина М.Г. Региональный аспект развития экономики России в условиях ее модернизацииВ Послании Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года было отмечено, что «В XXI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, вещи и технологии, полезные людям. Вместо архаичного общества, в котором вожди думают и решают за всех, станем обществом умных, свободных и ответственных людей. Вместо сумбурных действий, продиктованных ностальгией и предрассудками, будем проводить умную внешнюю и внутреннюю политику, подчиненную сугубо прагматичным целям. Вместо прошлой построим настоящую Россию – современную, устремленную в будущее молодую нацию, которая займет достойные позиции в мировом разделении труда» [1].Что означает это словосочетание «всесторонняя модернизация» и с каким национальным богатством Россия вступает в новый этап развития экономики? В 1960-е годы, когда западными авторами была выдвинута модернизационная концепция, «господствовала идея однолинейного развития: одни страны отстают от других, но в целом они движутся по одному пути модернизации». Политическая модернизация воспринималась, во-первых, как демократизация развивающихся стран по западному образцу, во-вторых, как условие и следствие успешного социально-экономического роста стран «третьего мира» и, в-третьих, как результат их активного сотрудничества с развитыми государствами Западной Европы и США». [2] Термин «модернизация» означал одновременно и стадию общественных преобразований, и процесс перехода к современным обществам. В конечном итоге теория модернизации превратилась в обоснование некоей общей модели глобального процесса развития цивилизации. Первоначально модернизация понималась как вестернизация – процесс перехода от традиционных обществ к современным путем прямого переноса структур, технологий и образа жизни западных обществ. Данная модель первоначально признавалась единственно верной, ибо в качестве прообраза современного государства признавалось американское общество. [3] В настоящее время постулаты теории модернизации получают вторую жизнь, и в первую очередь это касается модели вестернизации. Большинство постсоциалистических стран, в том числе и Россия, сориентированы на западные общественные ценности. В.В. Рукавишников указывает: «Слово «вестернизация» наиболее полно выражает суть перемен в посткоммунистических странах, начиная с 1989 г. и по сей день». [4] Модернизационные импульсы в России возникали время от времени, но слились в модернизационный поток лишь после Крестьянской реформы 1861 года. Стимулом для модернизации при Александре II стала потребность в восстановлении военно-политического статуса великой державы, возникшая в результате поражения страны в Крымской войне. Это была модернизация сверху (реформы начаты по инициативе верховной власти), осуществляемая в значительной степени под давлением общественного мнения. Слой просвещенной бюрократии, европейски образованных интеллектуалов (Н.А. и Д.А. Милютины, Я.А. Соловьев, С.С. Ланской, Я.И. Ростовцев и др.) выступал ее архитектором, а реформы разрабатывались в условиях широкой гласности. [5] Российская модернизация развивалась на обширных континентальных пространствах, что замедляло ее темпы. С точки зрения природно-климатических, социально-экономических и политических факторов – российская модернизация в корне отличалась не только от американской. Традиционно выделяют особенности, характерные для модернизационного процесса в России. Во-первых, Россия была страной с отсталой экономикой и политической системой. Она позднее некоторых других стран вышла на столбовую дорогу модернизации. Во-вторых, модернизация российского государства шла рука об руку с европеизацией. Это было вызвано прежде всего географическим положением страны, ее соседством с европейскими державами. В России внимательно изучались политические системы западных стран. Однако история российских реформ XVIII - начала XX в. не дает ответа на вопрос, опыт какой европейской страны служил эталоном для их проведения. Эти образцы не были постоянными. Причиной модернизации была необходимость преодоления технической отсталости страны, а нередко и угроза территориальной целостности и национальной безопасности Русского государства. Отличительная особенность российской модернизации заключалась в ее лидерах. Если на Западе архитектором модернизации выступало третье сословие, то в России ввиду его отсутствия эту функцию выполняли государство и просвещенная бюрократия. Модернизация в России была нацелена прежде всего на сферу техники и технологий, тогда как обновление формы государства являлось долгое время для реформаторов запретной темой. В советский период развития экономики под модернизацией понималось: «1) в широком смысле – достижение прогрессивных сдвигов, изменение соответственно требованиям современности путем внедрения различных усовершенствований, применяется в основном для характеристики процессов, происходящих на микроуровне; 2) в отношении имущества – устранение морального износа посредством замены элементов объекта имущества, устранения конструктивных дефектов, улучшения внешнего вида». [6] В настоящее время, как и столетия назад, главной причиной модернизации экономики России является необходимость преодоления технической и технологической отсталости страны, повышения конкурентоспособности российских компаний и отраслей. Одними из основных показателей национального богатства страны и фондовооруженности российских отраслей и сфер экономики является обеспеченность основными фондами. В течение первого десятилетия 21 века структура основных фондов претерпела значительные изменения: если на начало века основную долю составляли здания (39%) и сооружения (36%), то к настоящему времени основную долю стали составлять сооружения (46%), а здания – лишь 27 процентов (рис. 1). Доля машин и оборудования возросла на 4 % – с 17 % до 21%, доля транспортных средств так же снизилась с 6 % до 4%, доля прочих осталась на том же уровне – 2 процента.
Рис. 1. Структура основных фондов [7] (в процентах от наличия основных фондов)
Если рассматривать стоимостную структуру основных фондов в разрезе федеральных округов (рис. 2), то наибольшие доли относятся к Центральному (32,9 %), Уральскому (18,1 %) и Приволжскому (159 %) федеральным округам. Наименьшую долю имеют Северо-Кавказский (2,5 %) и Дальневосточный (5 %) федеральные округа, Северо-Западный и Сибирский федеральные округа составляют доли в размере 9,8 % и 9,7 %, соответственно, Южный федеральный округ – 6,1 процентов.
Рис. 2. Стоимость основных фондов в разрезе федеральных округов на конец первого десятилетия 21 века [7]
В то же время за последнее десятилетие значительно возросла степень износа основных фондов в целом в экономике России: с 39,3 % до 47,1 процентов. При этом, удельный вес полностью изношенных машин и оборудования снизился с 30,6 % до 21,0 процента. Коэффициент обновления (ввод в действие основных фондов в процентах от наличия основных фондов) увеличился с 1,8 % до 3,9 %, коэффициент выбытия (ликвидация основных фондов в процентах от наличия основных фондов) снизился с 1,3 % до 0,8 процента. [7] При рассмотрении степени износа основных фондов в территориальном разрезе необходимо отметить, что за рассматриваемый период увеличение степени износа основных фондов составил в целом по Российской Федерации, в Уральском, Приволжском и Северо-Кавказском федеральных округах (рис. 3.), в остальных федеральных округах наблюдалось снижение степени износа основных фондов.
Рис. 3 Динамика степени износа основных фондов в 2000-2010 гг. [7]
Наибольший удельный вес полностью изношенных основных фондов имеют так же Уральский (18,3 %), Северо-Кавказский (17,2 %) и Приволжский (16,6%) федеральные округа (табл. 1). Таблица 1 Удельный вес полностью изношенных основных фондов в разрезе федеральных округов Российской Федерации [7] (в процентах от общего объема основных фондов вида деятельности)
Как видно из приведенных в табл. 1 данных, удельный вес свыше 20 процентов сложился в Северо-Кавказском федеральном округе в отрасли «добыча полезных ископаемых», в этой же отрасли Приволжского и Уральского федеральных округов, а также в Южном федеральном округе в отрасли «оптовая и розничная торговля» (табл. 1). Наименьший удельный вес полностью изношенных основных фондов (менее 5,0 %) – в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах по отрасли «оптовая и розничная торговля», а также в Дальневосточном федеральном округе по отраслям «строительство» и «добыча полезных ископаемых». Необходимо отметить, что прирост основного капитала напрямую зависит от показателей инвестиционной активности организаций, которая в последнее десятилетие несколько оживилась, т.к. объемы инвестиций в 2010 году в сравнении с 2000 годом составили в сопоставимых ценах в 2,0–4,5 раза выше, в том числе: в Центральном федеральном округе – 206,8 %, Севеpо-Западном – 299,0 %, Южном – 242,3 %, Северо-Кавказском – 367,5 %, Приволжском – 212,7 %, Уральском – 189,7 %, Сибирском – 299,7 %, Дальневосточном – 450,0 процентов. При этом основными целями инвестирования в основной капитал в настоящее время, как и на начало века, является замена изношенной техники и оборудования; автоматизация и механизация существующего производственного процесса, снижение себестоимости продукции, экономия энергоресурсов и охрана окружающей среды. За последнее десятилетие значительно изменилась степень влияния основных факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность. Если на начало 21 века основными факторами являлись «высокий процент коммерческого кредита» и «неопределенность экономической ситуации в стране» (рис. 4), то в конце первого десятилетия 21 века основной вес стал составлять «недостаток собственных финансовых средств». Наименьшее влияние на инвестиционную деятельность в начале века имела «низкая прибыльность инвестиций в основной капитал», на конец первого десятилетия – «неудовлетворительное состояние технической базы» (рис. 4).
Рис. 4. Распределение организаций по оценке факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность [7] (в процентах от общего числа организаций)
Краткий анализ приведенных показателей свидетельствует о том, что, несмотря на «всесторонность» провозглашенной модернизации, основой дальнейшего стратегического развития экономики является, в первую очередь, техническое переоснащение всех отраслей реального сектора экономики и социальной сферы в каждом регионе Российской Федерации. Следовательно, перед Россией в долгосрочной перспективе ставится цель значительно повысить конкурентоспособность и осуществить структурную диверсификацию российской экономики. Российская промышленность должна определить свою специализацию на рынках высокотехнологичной продукции – авиационной и космической техники, судостроительной продукции, ядерных технологий, создание программного обеспечения, космических запусков. Осуществлять экспорт, а не импорт машиностроительной продукции. Для этого необходимо: - совершенствование производственных отношений посредством совершенствования методов управления как на макроуровне, так и на микроуровне; - создание условий благоприятного налогового и инвестиционного климата, стимулирующего внедрение инноваций и новых технологий; - повышения качество человеческого капитала в соответствии с требованиями постиндустриальной экономики (доля экономически активного взрослого населения с высшем профессиональным образованием должна составлять не менее 50 процентов). При соблюдении указанных условий в результате проведения модернизации экономики, Россия должна занять достойное место в мировой экономике, будет обеспечена ее интеграция в мировое хозяйство на основе использования научно-исследовательского, образовательного и производственно-технологического потенциалов, а не только энерго-сырьевого экспорта.
Литература: 1. Российская газета, № 214, 13.11.2009. 2. Политология: Учеб. пособие / Под ред. М.А. Василика. СПб., 2000. С. 306 - 307. 3. Арзамаскин Н.Н.Соотношение понятий «переходность», «модернизация», «демократический транзит» и «трансформация» в исследовании переходной государственности/Право и политика», 2007, N 5. 4. Рукавишников В.В. Социологические аспекты модернизации России и других посткоммунистических обществ // Социс. 1995. N 1. С. 35. 5. См.: Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. 1856 - 1861. М., 1984; Российский либерализм: идеи и люди. М., 2004. 6. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. М.: Инфра-М, 2005. VI. С. 330. 7. Графики и таблицы построены на основе информации, содержащейся в Российском статистическом ежегоднике, 2011: Стат.сб./Росстат. - М., 2011. – 795 с. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||