Каталог статей | |||||
Земскова Марина Сергеевна Механизм управления качеством экономического роста регионаДействующая в России модель федеративного устройства и выстроенная «вертикаль» власти оставляет регионам мало возможностей для серьезных изменений в своей социально-экономической политике. «Виртуальные» административные границы, дотационные в большинстве субъектов РФ региональные бюджеты, ярко выраженные тенденции деструктивной трудовой миграции, неравномерность распределения природных ресурсов по территориям – все это приводит к серьезным ограничениям в управлении процессом регионального экономического роста.Механизм управления качеством экономического роста региона представляет собой систему мер организационной поддержки, стимулирования и регулирования качественных параметров экономического роста, опирающуюся на адекватную целям повышения качества экономического роста структуру органов федеральной, региональной и местной власти, общественно-политические организации и бизнес-сообщество региона, эффективный инструментарий управления, а также соответствующую ресурсную поддержку на всех уровнях принятия решений. Систему мер, обеспечивающих качество экономического роста региона, целесообразно рассматривать по трем направлениям: 1) федеральная политика в обеспечении социально-экономического развития региона; 2) внутренние возможности региона, оказывающие влияние на собственные параметры устойчивого развития; 3) межрегиональные и международные экономические связи региона, обеспечивающие потенциал социально-экономического развития. Очертим в порядке уменьшения степени влияния на государственную экономику в целом и масштаба проблематики систему таких условий и инструментариев экономического роста региона. Качество экономического роста региона может опираться на позитивные факторы, возникающие в результате системного спада производства. Важнейшие из них: – ослабление ресурсных ограничений в развитии экономики. Например, в настоящее время субъекты РФ не обладают жесткими ограничениями по транспорту, энергии, металлам, другим сырьевым ресурсам, а также по рабочей силе и ее квалификации. – здания, сооружения, станки, механизмы, тепловые и электрические коммуникации, часть которых не участвует в производстве. При условии постановки задачи устойчивого роста экономики региона неиспользуемые мощности будут являться своего рода «бесплатным ресурсом». Вместе с тем следует подчеркнуть, что ресурсный потенциал не вечен. Любое промедление с разработкой и реализацией адекватной социально-экономической политики с неизбежностью сокращает обусловленные этим потенциалом возможности позитивного экономического роста региона. Вследствие относительно более медленного роста цен на продукцию производственно-технического назначения могут снизиться издержки во многих отраслях обрабатывающей промышленности. Все это приводит к образованию в ряде секторов экономики значительных объемов «избыточной ликвидности». Таким образом, главные предпосылки устойчивого экономического роста регионов – избыточные мощности и по ряду направлений избыточные денежные ресурсы. Задача состоит в эффективном соединении этих важнейших факторов роста. Производственные мощности, квалифицированная рабочая сила, отсутствие значимых ресурсных ограничений являются важнейшими резервами и факторами упрочнения ситуации при условии наличия позитивной динамики, складывающейся в экономике в предыдущие периоды времени. Одновременно с этим, они могут оказаться мертвым капиталом, если не будут призваны к жизни, если не будут поддержаны реальным платежеспособным спросом. Реальный рост конечного спроса происходит только в том случае, когда доходы экономики региона растут быстрее цен. Если в перспективе удастся обеспечить опережающую по отношению к ценам динамику доходов, то следствием будет увеличение конечного спроса в экономике. Любой рост доходов, в конечном счете, реализуется в виде роста либо цен, либо производства. Тем самым задача макроэкономической и в особенности денежно-кредитной политики распадается на две составляющие. Первая состоит в том, чтобы максимально осуществлять сдерживание общего роста цен, вторая – в стимулировании доходов. Сдерживание цен при стимулировании доходов не может не превратиться в рост производства при наличии свободных производственных мощностей и ресурсов, способных к выпуску конкурентоспособной на внутреннем рынке продукции. Главными препятствиями в активизации имеющегося ресурсного потенциала, т.е. реальными ограничениями возможных темпов экономического роста регионов являются: – недостаточность внутреннего спроса; – неразвитость механизмов государственного регулирования совокупного спроса; – неравномерная аллокация в экономике регионов финансовых ресурсов и отсутствие эффективного банковского механизма их перераспределения; – недостаток у предприятий собственных оборотных средств для оживления производства при ценовой недоступности банковских кредитов; – недоступность долгосрочных заимствований из государственных источников; – отсутствие эффективной системы формирования и отбора высококвалифицированных кадров, способных верно оценивать всю проблематику и принимать соответствующие решения, как доминантная проблема. Что касается, инвестиционной проблематики, то возможности «безинвестиционного» роста достаточно ограничены. По различным оценкам экономистов все свободные ресурсы задействуются в среднем через 5-6 лет. Это означает, что без значительного наращивания инвестиций и ввода новых фондов дальнейший экономический рост будет невозможен. Таким образом, наиболее существенным ограничением может стать нехватка капитальных вложений. Именно на преодоление этих ограничений должна быть в первую очередь направлена макроэкономическая политика в области стимулирования конечного спроса. Можно выделить три переходных этапа к устойчивому экономическому росту регионов. Первый этап – импортозамещающий. Учитывая то, что масштабы импортозамещения в рамках соотношения курса и паритета покупательной способности рубля могут исчерпываться на коротких временных интервалах, задача состоит в поддержании стихийного движения к восстановлению экономики и превращения этого процесса в импульс долгосрочного динамического развития. Второй этап – неивестиционный. Он связан с максимально возможным вовлечением в экономические процессы неиспользуемых производственных резервов. Протяженность неивестиционного этапа также имеет короткий период, поэтому уже на данном этапе необходимы соответствующие инвестиционные заделы с тем, чтобы в перспективе прирост производства обеспечивался уже на вновь вводимых мощностях. Третий этап – выход на нормальный режим воспроизводства, характеризующийся высокой степенью обновления и расширения капитала. Одним из главных препятствий, как отмечалось выше, на пути использования имеющегося ресурсного потенциала является недостаточность внутреннего спроса, наличие значительной дифференциации предприятий реального сектора по уровню рентабельности и по обеспеченности собственными оборотными средствами. Отягчающим фактором может стать неспособность банковской системы выполнять функции по переливу капитала из одного сектора экономики в другой. Принципиальное значение для выработки экономической политики имеет тот факт, что основная часть потенциального дополнительного спроса может формироваться за счет девальвациоиных доходов экспортно-ориентированного сектора. Реально же данный сектор ни в части оплаты труда своих работников, ни в части наращивания инвестиций, как правило, оказывается не готовым предъявлять спрос, тем более на внутреннем рынке в масштабах, соответствующих росту их доходов. Таким образом, дополнительные доходы экспортно-ориентированного сектора, возникающие в результате процессов девальвации, а также улучшения конъюнктуры мировых рынков, фактически превращаются в ресурс для вывоза капитала. Стратегические перспективы развития экономики во многом определяются тем, удастся ли направить дополнительные доходы экономических агентов на внутренний рынок. Если такая линия будет выдержана, то тенденция оживления производства в режиме импортозамещения автоматически получает новый импульс за счет расширения конечного спроса, если нет, то экономика может увязнуть в стагнационных процессах. В рыночной экономике возможности государства управлять конечным спросом незначительны и сводятся, главным образом, к регулированию государственных заказов. Наряду с этим, помимо государственного спроса имеются также механизмы государственного воздействия, как на конечный спрос домашних хозяйств, так и на инвестиционный спрос корпораций. Применительно к спросу домашних хозяйств этот механизм связан, в частности, с законодательным установлением и регулированием минимального уровня оплаты труда. Наличие такого рода регулятора, с одной стороны, является инструментом социальных гарантий работающим, а с другой -позволяет через механизм социально-доходной сертификации мягко воздействовать на всю заработную плату в народно-хозяйственном комплексе. Необходимо подчеркнуть, что регулируемое повышение заработной платы в экономике способствует уменьшению возможностей для непроизводительного и неэффективного использования валового дохода. В данном случае речь идет о том, что при прочих равных условиях относительное увеличение заработной платы в добавленной стоимости, во-первых, снижает возможности вывоза капитала, а во-вторых, приводит к некоторому перераспределению дохода в пользу малообеспеченной части населения, что в конечном итоге увеличивает спрос на продукцию внутреннего производства. Здесь речь идет не о произвольном увеличении заработной платы и искусственном расширении денежного спроса населения. Имеется в виду формирование механизма воздействия на распределение уже созданной добавленной стоимости. Тем самым практически снимается влияние монетарного импульса роста цен в экономике. Более того, в рамках сложившейся дифференциации цен и доходов относительное увеличение доли валового дохода, приходящейся на низкодоходные группы населения, может способствовать снижению общей динамики цен. В условиях высокой дифференциации доходов населения по отраслям экономики и регионам представляется затруднительным установление единой реальной ставки минимальной оплаты труда. В то же время такая ставка является необходимым элементом, чтобы с одной стороны, гарантировать доходы работников, а с другой - ограничить аппетиты предпринимателей, собственников и акционеров. В данных обстоятельствах разумный выход видится в разработке секторально-региональных минимумов оплаты труда. Число этих ставок может определяться количеством существенно различающихся по уровню доходов секторов экономики, например: экспортно-ориентированная промышленность, обрабатывающая промышленность, строительство, сельское хозяйство, сфера рыночных услуг, бюджетный сектор. Очевидно, что уровень пенсий, рассматриваемый как элемент платежеспособного спроса, также должен быть привязан к установленным ставкам минимальной оплаты труда. На основании вышеизложенного и результатов предыдущих этапов исследования можно представить обобщающую схему управления качеством экономического роста региона (рис. 1).
Как видно из рисунка основными субъектами управления являются наделенные полномочиями принимать решения региональные структуры, воздействующие на хозяйствующую систему как экономическими, так и административными методами. Перечень инструментов управления достаточно широк, но все же ограничен ресурсной базой и эффективностью системы управления. Перейдем к рассмотрению внутренних возможностей региона по обеспечению собственного экономического роста. Возможности влияния региона на внутреннюю динамику социально-экономического развития, конечно же, имеют ограничения. Однако существует целый ряд факторов, которые могут быть либо непосредственно сформированы регионом, либо изменены в результате предпринимаемых им действий. При этом необходимо учитывать наличие системообразующих элементов экономического роста региона, объективно обусловленных многоаспектностью его проявления. Наиболее значимым является состояние факторов производства (техника, технология, человеческий фактор), а также сложившаяся отраслевая структура производства и структура общественного продукта. Факторами, обеспечивающими качество экономического роста, на которые регион оказывает прямое влияние, являются: – развитие внутренней финансовой инфраструктуры; – создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности; – повышение качества управленческих кадров и трудовых ресурсов; – антимонопольное регулирование, препятствующее ограничениям конкуренции; – регулирование тарифов на продукцию и услуги естественных монополий; – реформирование бюджетной системы и межбюджетных отношений; – инвестиционная политика региона, включая механизм региональных целевых программ; – повышение прозрачности и конкурентности механизмов закупки продукции (товаров, работ, услуг) для нужд региона; – разработка, формирование и реализация норм и стандартов ведения экономической деятельности и социально ответственного поведения представителей власти и бизнеса; – стимулирование кооперации и интеграции хозяйственной деятельности внутри региона; – проведение активной структурной политики в интересах общества (в тех случаях, когда рыночные механизмы не обеспечивают их соблюдение). Очертим совокупность механизмов экономического роста региона, как инструментарий воздействия на вышеобозначенные факторы. Сюда относятся: – предоставление налоговых и неналоговых льгот, инвестиционных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов организациям, зарегистрированным на территории региона и осуществляющим деятельность в приоритетных отраслях экономики; – взаимодействие с федеральным центром по вопросам таможенного регулирования экспорта и импорта товаров; взаимодействие с федеральным центром по вопросам установления экономически целесообразных транспортных тарифов; – установление экономически целесообразных тарифов на электроэнергию; – разработка и реализация программ финансового оздоровления предприятий региона, имеющих социально-экономическое значение; – размещение региональных заказов на предприятиях региона; – поддержка экономически эффективных предприятий агропромышленного комплекса (повышение ресурсного потенциала, техническое оснащение, создание производственно-торговых цепочек, вертикально интегрированных объединений); – содействие малым предприятиям в вопросах имущественного обеспечения, лицензирования, снабжения (логистика), а также оказание необходимого содействия в продвижении товаров на рынки путем организации выставочных, презентационных и рекламных мероприятий; – субсидирование за счет средств региона расходов, связанных с привлечением инвестиционных ресурсов; – финансирование из средств бюджета субъекта РФ крупных социально значимых проектов; – стимулирование геологоразведочных работ по перспективным для рынка природным ископаемым и участкам недр; – привлечение средств федерального уровня для реализации программ развития социальной сферы и отраслей реального сектора экономики региона; – нормативное бюджетное финансирование затрат на предоставление услуг учреждениями социальной сферы; – формирование рыночной среды в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Как видно, перечисленный перечень инструментов достаточно широк, но для успешного экономического роста региона требуется комплексность в использовании вышеперечисленного инструментария. Понимание необходимости такой комплексности может возникнуть только у высококвалифицированного специалиста, обладающего теоретико-методологическими знаниями в самых различных областях. Процесс воспроизводства кадров должен быть поставлен во главу угла стратегии экономического роста не только региона, но и государства в целом. В заключении сформулируем первоочередные направления создания условий экономического роста региона, обобщив инструментарий федерального и регионального уровней: - создание единой инвестиционно-инновационной стратегии через разработку и выполнение долгосрочных программ социально-экономического развития регионов в совокупности со стратегическими планами развития муниципальных образований, обеспечивающих прозрачность государственной политики для внешних инвесторов, а также определяющих направления государственной поддержки инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики региона; - активное формирование платежеспособного спроса, увязанное с использованием инструментов кредитно-денежной политики, воздействующих на размер денежной массы; – преодоление моноотраслевой направленности экономики регионов, постепенный переход к импортозамещению в традиционных отраслях экономики, сокращение доли экспорта сырьевых и первопередельных ресурсов; – снижение налоговой нагрузки на предприятия и организации. Возникающая в связи с этим проблема сокращения государственных расходов должна решаться за счет средств, высвобождаемых от реализации следующих мер: оптимизация расходов бюджетов посредством законодательного закрепления реестров и стоимостей бюджетных услуг на базе системных стандартов потребления элементов затрат в натуральном измерении; перевод в рыночный сектор функций, эффективность реализации которых коммерческими предприятиями и организациями по качественным характеристикам выше, чем у бюджетных учреждений. Эффективность указанных мер воздействия на факторы экономического роста региона зависит от понимания их комплексности, знания инструментов в каждом конкретном случае и обладания возможностью воздействия на них. Сочетание данных условий относится к сознанию индивидуума и обеспечивается воспитательно-образовательным процессом, инвестициями в человеческий капитал, создающими высокий интеллектуальный уровень общества. Литература
1. Меньщикова, В. Стратегия социально-экономического развития в системе управления регионом / В.И. Меньщикова // Вестник ТГУ. – 2009. – №6(74). – С. 77-87. 2. Львов, Д.С. Механизм стабильного экономического роста [Текст] / Д.С.Львов, В.Ф.Пугачев // Экономическая наука соврем. России. - 2001. - N 4. - С.52-58. 3. Ларичник, Ф., Семенов С. Совершенствование стратегического планирования регионального развития с учетом качества / Ф.Д. Ларичкин, С.А. Семенов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2008. - № 2(2) – С. 14-20. 4. Колесниченко, Е. Особенности экономического механизма управления в регионе / Е.А. Колесниченко, Д.А. Колесниченко // Социально-экономические явления и процессы. – 2008. – № 4(012). – С. 46-51. 5. Петропавлова, Г. Методологические и теоретико-практические вопросы формирования механизма управления качеством жизни населения региона / Г.П. Петропавлова // Известия вузов. Северокавказский регион. – 2003. – № 3. – С. 79-82.
| |||||