Коммерческое право (Герасимова Л.П.) |
Понятие и правовое регулирование коммерческой деятельности кооперативовРоссийское законодательство допускает создание некоммерческих организаций в разнообразных формах. Правовая форма организации характеризует прежде всего специфику имущественных отношений между организацией и ее учредителями, но во внимание принимаются и другие обстоятельства, а именно: конкретные цели и содержание деятельности. Существует перечень важнейших форм некоммерческих организаций, предусмотренных Гражданским кодексом и Законом «О некоммерческих организациях», и ключевые особенности каждой из форм. Перечень включает потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Все кооперативы делятся на два вида: производственные и потребительские. Первые являются коммерческими организациями и осуществляют предпринимательскую деятельность. Вторые коммерческими организациями не являются и их основная цель – не получение прибыли, а удовлетворение материальных потребностей своих членов. Потребительский кооператив представляет собой добровольное объединение граждан и юридических лиц с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников. Создание потребительского кооператива осуществляется на основе объединения имущественных паевых взносов участников. Потребительские кооперативы широко распространены в нашей стране. Это, например, гаражные, дачные кооперативы и т. д. Все имущество кооператива делится на два вида. Во-первых, это общее имущество кооператива, оно находится в его собственности и делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. В составе этого имущества может быть недвижимость, средства производства, деньги и другие материальные и нематериальные ценности. Во – вторых, определенная часть имущества предприятия составляет неделимые фонды, назначение, состав и размер их определяются уставом кооператива. Российское законодательство не определяло четких требований к управлению некоммерческими организациями, в результате чего многие из них фактически контролировались собственным персоналом и в огромной степени ориентировались на максимизацию заработков. Федеральным законом «О некоммерческих организациях» предусмотрено образование коллегиальных высших органов управления для большинства форм некоммерческих организаций и зафиксирован перечень вопросов, которые вправе решать только такой орган. Члены высшего органа управления некоммерческой организации не вправе получать от нее вознаграждение за выполнение своих функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе этого органа. Для фондов обязательным является создание попечительского совета. Закон обязывает некоммерческие организации вести бухгалтерский и статистический учет, предоставлять необходимую информацию налоговым органам, собственным учредителям и иным лицам. Размеры и структура доходов и имущества некоммерческой организации, а также сведения о ее расходах, численности работников и волонтеров, оплате труда не могут быть предметом коммерческой тайны. Российское законодательство возлагает на государство ответственность и наделяет его полномочиями контролировать деятельность некоммерческих организаций. Если организация совершает действия, не согласующиеся с ее некоммерческим статусом, ей может быть вынесено письменное предупреждение органом, который ее зарегистрировал, либо прокурор может внести представление об устранении нарушений. Если таких предупреждений или представлений было более двух, возможно возбуждение судебного дела о ликвидации некоммерческой организации. Герасимова Л.П. Коммерческое право | Горбухов В.А. Коммерческое право | Кушнир И.В. Коммерческое право |