< <Субъекты правотворчества и требования, предъявляемые к правовым актам местного самоуправления
Муниципальное право (Кушнир И.В.)

Требования, предъявляемые к правовым актам местного самоуправления

Акты представительных органов местного самоуправления носящие нормативно-правовой характер, принимаются большинством голосов депутатов. Иные правовые акты представительного органа местного самоуправления принимаются в порядке, установленном представительным органом самостоятельно, однако для их принятия требуется большинство голосов депутатов, принявших участие в голосовании.

Устав муниципального образования или внесение в него изменений и дополнений, изменения административно-территориального устройства муниципального образования, решения об отрешении от должности (или о недоверии главе) главы администрации и иных должностных лиц исполнительного органа местного самоуправления назначение которых согласовывается с представительным органом местного самоуправления считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от числа депутатов, избранных в представительный орган.

Акты, принимаемые представительным органом, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы (обнародованы) официально.

Правовой акт местного самоуправления издается от имени конкретного субъекта органа местного самоуправления, право которого на принятие правового акта определяется законодательством или уставом муниципального образования. В связи с этим возникает ряд требований. В частности, субъекты муниципального правотворчества должны издавать только те виды правовых актов, которые за ними закреплены. Важно также, чтобы принимаемые решения и издаваемые акты не выходили за пределы компетенции соответствующего субъекта правотворчества.

Главное требование к правовым актам местного самоуправления состоит в их соответствии нормам российского законодательства. Отсутствие необходимого опыта, достаточно подготовленных кадров часто приводит к принятию нормативных актов, содержание которых иногда грубо нарушает российское законодательство. В этих случаях предусматривается процедура их отмены или признания недействительными. Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. Правовые акты, если они противоречат законодательству, также могут быть опротестованы в порядке прокурорского надзора.

Основным субъектом правотворчества является население муниципального образования. Следует отметить, что законодательство о местном самоуправлении практически всегда использует традиционный способ принятия населением важного правового решения на местном референдуме, одновременно с этим вводит новую форму – народную правотворческую инициативу (например, петиции), реализация которой создает и новую разновидность правовых актов местного самоуправления – постановление представительного органа местного самоуправления, принятое в порядке народной правотворческой инициативы.

Наряду с населением муниципального образования право на издание соответствующих актов также имеют сами органы местного самоуправления и уполномоченные должностные лица органов местного самоуправления.



Каковкина Е.Н. Муниципальное право | Кушнир И.В. Муниципальное право