Каталог статей |
Абдуллаева Т.К., Муллахмедова С.С. Стандарты корпоративного управленияСовременный рынок характеризуется высоким уровнем конкуренции, при которой потенциальные предложения значительно превышают платежеспособный спрос. В этих условиях потребитель имеет возможность широкого выбора продукции, и ее качество становится определяющим фактором. Таким образом, качество и конкурентоспособность продукции представляют собой неразрывно связанные понятия. Это можно наглядно проиллюстрировать, сопоставив их определения.Конкурентоспособность, согласно толковым словарям – это совокупность качественных и стоимостных характеристик продукции, которые отражают ее отличия от аналогов и обеспечивают ей преимущества на конкретном рынке в определенный промежуток времени. А качество, согласно словарю ИСО 9000, – совокупность характеристик продукции, удовлетворяющих требованиям потребителей. Можно сказать, что эти понятия являются сторонами одной медали, одна из которых (качество) обращена к потребителю, другая (конкурентоспособность) – к изготовителю продукции. Зарубежный и отечественный опыт убедительно свидетельствует, что повышение качества выпускаемой продукции и выполняемых работ невозможно без использования соответствующих систем менеджмента качества (систем менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству - определение по ИСО 9000), отвечающих сложившимся на рынке требованиям и удовлетворяющих интересам, как потребителей, так и изготовителей продукции. Следует отметить, что согласно принятой терминологии понятие "качество" объединяет весь комплекс требований потребителей - от потребительских свойств продукции до условий ее эксплуатации и стоимости, а система менеджмента качества является тем инструментом, который позволяет предприятию обеспечить выполнение этих требований. В соответствии со сложившейся международной практикой требования к системам менеджмента качества регламентируются стандартами, имеющими статус международных, национальных, отраслевых или корпоративных нормативных документов. Общепризнанными являются международные стандарты ИСО серии 9000, разработанные Международной организацией по стандартизации, третья редакция которых была утверждена в декабре 2000 года. В России действуют их аналоги - стандарты ГОСТ Р ИСО серии 9000. Ценность стандартов ИСО серии 9000 заключается в универсальном характере их положений и требований, а также возможности применения в любом секторе экономики, причем как в рамках отдельного предприятия, так и больших интегрированных структурах для решения следующих задач: - создания в конкурентной рыночной среде условий, устанавливающих приоритетность интересов потребителей/заказчиков и обеспечивающих их гарантиями в получении от предприятий-поставщиков продукции (работ, услуг) требуемого качества; - повышения конкурентоспособности предприятий за счёт улучшения качества продукции и создания эффективной системы управления предприятием; - создания механизмов и процедур объективного контроля, как со стороны заказчиков, так и органов по сертификации систем менеджмента качества. Одной из тенденций развития современного менеджмента качества стала разработка на основе стандартов ИСО серии 9000 отраслевых или корпоративных (фирменных) стандартов, более полно и конкретно учитывающих отраслевую специфику, а также требования и интересы конечных потребителей. Эти стандарты охватывают не только общеорганизационные вопросы менеджмента качества, установленные ИСО 9000, но и целый ряд дополнительных технических и правовых аспектов отраслевого или корпоративного характера. Наличие таких требований в стандартах делает их более «жесткими» по сравнению с ИСО 9000, что значительно повышает гарантии качества продукции. Поэтому, важнейшей составляющей корпоративного управления компании является система единых корпоративных стандартов, направленная на обеспечение эффективности бизнес-процессов, контроль их качества, минимизацию всех видов корпоративных рисков и в целом поддержание прозрачных корпоративных отношений между материнской компанией, структурными подразделениями, дочерними и зависимыми обществами Корпоративные стандарты утверждаются генеральным директором и регистрируются под индивидуальным порядковым номером в специальном реестре. Реестр ежегодно обновляется. Текущее исполнение стандартов поддерживается принятием соответствующих управленческих решений и утверждением дополнительных регламентов. Качество корпоративного управления сегодня является наиболее чувствительной проблемой для многих российских компаний. Часть из них уже сейчас разработали и опубликовали для общественности свои кодексы корпоративного управления. Эти компании берут на себя обязанности по соблюдению прав акционеров и инвесторов, обязуются быть открытыми для кредиторов, партнеров и клиентов. Обеспечить высокие стандарты корпоративного управления на практике достаточно трудно. Поэтому, принятие собственного кодекса корпоративного поведения - один из способов обеспечения информационной открытости и публичности компании, для которой соблюдение высоких стандартов корпоративного поведения является средством повышения привлекательности компании. Корпоративный кодекс сокращает путь компании к выходу на всероссийский и международный рынки, к иностранным инвестициям, к котировкам акций компании на иностранных биржах. Поэтому, рано или поздно, акционеры должны настоять на появлении такого кодекса. Если устав акционерного общества - это своего рода конституция, то кодекс - декларация. Она содержит правила внутреннего поведения для субъектов акционерного общества и правила отношений с внешними партнерами. Моменты, которые не предусматривает по своему «жанру» устав, закрепляют в кодексе. А уже чтобы детализировать его, разрабатывают дополнительные «процедурные» положения, своеобразные подзаконные акты. Цели создания корпоративного кодекса: Если организация заинтересована в развитии, в притоке инвестиций, планирует выйти в новые секторы рынка или упрочить завоеванные позиции, ей необходимо предоставить общественности и инвесторам публичные документы корпоративного управления. Корпоративный кодекс преследует собой цель повышения инвестиционной привлекательности компании, улучшение ее репутации. Наличие единых и четко сформулированных для всех сотрудников этических стандартов поведения на рабочем месте способствует улучшению взаимодействия и повышению эффективности деятельности. Этическое содержание корпоративного кодекса: Этические принципы и общепризнанные моральные нормы фиксируются в официальных документах корпорации – в миссии корпорации, в корпоративном кодексе. Уровень морального развития как отдельно взятой личности, так и организации в целом определяется ориентацией на гуманистические универсальные принципы справедливости: равенство человеческих прав и уважение человеческого достоинства. Правила современного бизнеса требуют от стремящихся выиграть в конкурентной битве за персонал компаний решения различных социальных проблем: повышения качества жизни наёмных работников, защиты окружающей среды, благотворительной деятельности, повышения качества жизни всех граждан общества. В тех же этических кодексах закрепляются основные принципы и правила делового поведения. Это могут быть стандарты, по которым живут отдельные фирмы (корпоративные кодексы), или правила, регулирующие отношения внутри целой отрасли (профессиональные кодексы). Практическое содержание корпоративного кодекса: Создание корпоративного кодекса является необходимым для компании, ставящей задачу включить персонал в способы изменения своего функционирования, воспитать в работниках чувство ответственности перед компанией, приверженность своей организации, до минимума сократить внутрифирменные конфликты, повысить имидж компании во внешней среде. Жесткого стандарта в отношении того, чем должен быть наполнен корпоративный кодекс, нет. Как правило, в нем сформулированы миссия и задачи компании, ее основные ценности, зафиксированы стандарты поведения сотрудников, описаны корпоративные традиции. Цель составления корпоративного кодекса в том, чтобы каждый сотрудник понимал, что по замыслу руководителей представляет собой компания, каковы ее ценности и цели и чего она ожидает от каждого сотрудника. Кодексы существенно различаются как по содержанию, так и по объему. Отечественные компании тоже по-разному подходят к содержанию своих корпоративных кодексов. Создание корпоративного кодекса: В создании корпоративного кодекса в первую очередь должны участвовать топ-менеджеры и главные акционеры компании, поскольку именно их представления о бизнесе должны лежать в его основе. Помогать им должны специалисты, знающие состав и содержание таких документов. Первыми редакторами и первыми критиками могут стать начальники подразделений и остальные руководители среднего звена. Признавая важность высоких стандартов корпоративного управления для успешного ведения бизнеса и для достижения взаимопонимания со всеми заинтересованными в деятельности компании лицами, необходимо разработать кодекс корпоративного поведения, который будет соответствовать основным принципам корпоративного управления, получившим международное и российское признание. Руководство компании имеет четкое понимание того, что уверенность акционеров, инвесторов и партнеров компании в экономической стабильности и эффективной практике корпоративного управления компании представляет собой одну из важных предпосылок дальнейшего ее развития , поэтому приступая к разработке Кодекса корпоративного поведения, руководство компании должно придерживаться следующих основополагающих принципов корпоративного управления: - соблюдение прав и интересов акционеров, закрепленных действующим законодательством, нормами и требованиями; - равное отношение к акционерам; - своевременное и точное раскрытие информации по всем существенным вопросам, касающимся Компании; - признание предусмотренных законом прав заинтересованных лиц; - поощрение активного сотрудничества между Компанией и заинтересованными лицами в обеспечении финансовой устойчивости Компании, ее развитии и создании рабочих мест; - эффективный контроль за менеджментом Компании со стороны Правления; - подотчетность Правления перед Советом директоров и акционерами. – подотчетность Совета директоров, Генерального директора и Правления Компании акционерам; – поддержание эффективной системы внутреннего контроля и аудита Компании; – обеспечение информационной и финансовой прозрачности Компании; – соблюдение этических норм делового поведения, закрепленных в Этическом кодексе; – эффективное взаимодействие с сотрудниками Компании в решении социальных вопросов и обеспечение необходимых условий труда. Кодекс как средство внутрифирменных коммуникаций: Для того, чтобы корпоративный кодекс был действительно эффективным элементом внутреннего PR-а компании необходимо четко сформулировать внутренние задачи, которые предполагается решить с помощью корпоративного кодекса, и мнение топ-менеджмента компании по ключевым вопросам деятельности компании и ее работников. Корпоративный кодекс может и должен стать уникальным документом конкретной организации, который содержит в себя не только стратегическое видение руководства, нормы и ценности организации, но и способы их трансляции рядовым сотрудникам. На сегодняшний день руководство многих крупных российских организаций понимает, что позитивный имидж – способ капитализации. Инвестируют в того, кому доверяют. И одна из основных инвестиций современного бизнеса – преданность и самоотдача работников организации. Фундаментом лояльности персонала становится корпоративный кодекс. Для того, чтобы кодекс стал действительно работающим, он должен быть принят всеми сотрудниками компании, стать интегрирующим документом, поводом для корпоративной гордости. Компания может выбрать любой путь регламентации своей деятельности от отсутствия каких-либо писаных правил до жесткого регулирования существующих принципов работы и процессов в корпоративных стандартах. Разработка и внедрение корпоративных стандартов во всех сферах деятельности организации требует значительных затрат времени и ресурсов, но позволяет повысить эффективность деятельности всех структур, а также минимизировать ошибки и проблемы при перестановках персонала. Процесс разработки и внедрения корпоративных стандартов развивается по мере повышения уровня зрелости организации, от простых форм документов к более детальным и сложным. При этом внедрение корпоративных стандартов не может ограничиться принятием одного документа любой степени важности и разработанности. Для того, чтобы процессы управления компанией реально заработали, необходим комплекс документов различного уровня и назначения, хотя и объединенный общей методологией, тем не менее, привязанный к конкретным задачам, процессам, работам и организационной структуре компании. |