Каталог статей

Цыпленкова М.В., Иванов И.В.

Основные подходы к построению системы качества на предприятии

Предприятие, серьезно занимающееся построением СМК, должно пересматривать свои технологии, процессы, ресурсы, систему документооборота, более четко и явно определять свою стратегию и политику, подробно расписывать цели, организовать систему контроля и учета, перестроить менталитет сотрудников. Это действительно тяжелый и дорогостоящий процесс; если подходить к нему традиционно, то вряд ли небольшая компания может позволить себе затраты на качество, превышающие ее прибыль. Однако на рынке услуг очень много и небольших компаний, внедряющих систему качества на своих предприятиях. От качества их работы зачастую зависит отношение клиента к обслуживаемому продукту. При этом достижение устойчивого качества продукта как конкурентного преимущества для них иногда более значимо, чем для крупных компаний.

Специалисты по качеству в различных публикациях предлагают разнообразные подходы внедрения системы менеджмента качества на предприятии. Например, доктор технических наук В. А. Ляпидус предлагает подход по созданию систем менеджмента качества в зависимости от уровня дефектности выпускаемой продукции. Так, если величина дефектности продукции превышает 10%, то предприятию, прежде всего, необходимо разработать меры по укреплению технологической дисциплины [1].

В соответствии с современными представлениями о качестве за основу следует брать не уровень дефектности, а степень удовлетворенности потребителя, и на основе этого определять, какие именно изменения необходимы предприятию для повышения удовлетворенности.

Другой подход по разработке и внедрению СМК предложен О. А. Горленко, В. В. Мирошником. В соответствии с этим подходом выделяются пять этапов:

1. Руководство созданием СМК: создание рабочей группы; предварительная постановка целей по разработке СМК.

2. Определение стратегии в области качества: разработка целей и задач организации в области качества; выбор основных направлений деятельности организации в области качества;

3. Выделение и описание бизнес-процессов: распространение процессного подхода на управление предприятия в целом; определение многочисленных взаимосвязанных процессов и управления ими.

4. Выделение и описание процессов СМК: выделение и описание процессов, действующих на предприятии в соответствии с требованиями стандарта ИСО  9001:2008.

5. Документирование СМК и подготовка к сертификации [2].

Стандарт ИСО 9001:2008 требует распространение процессного подхода не во всей организации, а лишь в отношении процессов, выделенных, как необходимые в СМК. Выделение и описание всех процессов приведет к большой формализации и отсутствию результата от такой работы.

Как уже было сказано выше, система менеджмента качества должна обеспечивать удовлетворенность потребителя. Удовлетворенность потребителю приносит ценность продукции.  Для определения, какие ценности нужно предоставить потребителю с целью получения прибыли, необходимо построение стратегии в области качества на основе тщательного изучения требований потребителей. Ценности для потребителей создаются процессами, поэтому необходимо реализовать процессный подход. Таким образом, для формирования эффективной  системы менеджмента качества, необходимо:

1. Изучение требований потребителей, определение технических характеристик продукции или услуги, необходимых для удовлетворения их требований.

2. Определение стратегии в области качества.

3. Реализация процессного подхода.

Последовательность шагов для построения эффективной системы менеджмента качества приведена на рисунке 1.


Рисунок 1 – Последовательность шагов при построении СМК на предприятии

Литература:

1. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: [сылка более недоступна} 25.05.2012)

2.Управление качеством продукции машиностроения [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: URL: [сылка более недоступна}