Каталог статей

Филиппова Е.А.

Методологические принципы оценки эффективности организационных инноваций

Основным критерием оценки организационных инноваций является их эффективность. Как известно, в экономической науке под эффективностью (эффект – от лат. effectus – исполнение, действие) понимается результативность, интенсивность функционирований системы, уровень результативности в сопоставлении с производственными затратами, степень достижения цели, степень соответствия цели социально-экономическим потребностям фирмы, качество управления и прочее, что свидетельствует о сложности представления данной категории в конкретных показателях, измерениях, оценках.

Эффективность организационных инноваций характеризует качество нововведений в обменных процессах между организацией и ее внешней средой, так как предприятие и внешняя среда находятся в процессе постоянного информационного обмена; процессах привлечения ресурсов, их трансформации в готовые продукты и услуги и распределения во внешней среде. Чем выше качество этих процессов, тем выше эффективность организационных нововведений.

Методология исследования какого-либо экономического явления или категории базируется на определенных принципах, правилах конструирования, присущих данной категории. Соответственно, для конкретизации понятия эффективность организационных инноваций традиционно используются два концептуальных подхода к определению эффективности: по виду (аспекту) и объекту исследования.

По виду (аспекту) различают целевую, технологическую (ресурсную) и экономическую эффективность. Под целевой эффективностью понимается степень соответствия организации ее целевому назначению, при этом следует учитывать, что эффективность зависит не только от степени достижения общекорпоративных целей, бизнес-целей и функциональных (инновационно-инвестиционных, товарно-ассортиментных, снабженческо-сбытовых, организационно-управленческих), но и от качества самих целей, поскольку поставленные цели могут быть изначально недостижимыми, не соответствовать рыночным реалиям экономики и т.п.

Технологическая (ресурсная) эффективность – есть степень интенсивности использования ресурсов организации с точки зрения соотношения между объемами, издержками и размерами затраченных ресурсов.

В широком смысле показателями эффективности при использовании ресурсного подхода являются: рыночная позиция, способность лиц, принимающих решения в компании, воспринимать и правильно интерпретировать реальные свойства внешней окружающей среды, способность менеджеров использовать материальные (например, сырье или людей) или нематериальные (например, знания или корпоративную культуру) ресурсы в повседневной деятельности компании для достижения наилучших результатов, способность компании адекватно и своевременно реагировать на и изменения внешней среды.

Экономическая эффективность представляет соотношение результатов и затрат подразделения организации, или организации в целом. К полученным результатам относят в этом случае прибыль, добавленную стоимость, объем продаж и т.п.

Второй концептуальный подход к определению эффективности организационных инноваций основывается на понятии эффективности с точки зрения возможных объектов исследования. К объектам эффективности относятся: 1) предприятие в целом; 2) подразделения предприятия (департаменты, дивизионы, проекты, отделы, группы и т.д.); 3) сотрудники предприятия.

При использовании обоих подходов можно выделить три группы факторов, определяющих эффективность организационных инноваций: использование ресурсов (структура, качество ресурсов, их экономия в процессах организации и возможность пополнения и накопления), фактор времени (своевременность инноваций, экономия времени, использование новых технологий и потенциал персонала, способного решать проблемы достаточно оперативно и профессионально) и целенаправленность управления (реальность и значительность цели, в соответствии с которой и рассматривается результат деятельности, стратегия, учет рыночных процессов экономического развития).

Чтобы иметь возможность эффективно использовать организационные инновации, менеджмент компании должен также определить критерии, на основании которых они отбираются, анализируются и оцениваются. Такие критерии могут иметь вид экономических расчетов, а также показателей результативности управления. Классическими критериями эффективности являются: 1) получение максимального результата при заданных затратах и 2) получение заданного результата при минимальных затратах.

В настоящее время в научной литературе существует два подхода к обоснованию критерия эффективности организационных инноваций: первый подход основан на том, что основной результат организационной инновации должен отражаться в синтетическом показателе (например, объем продаж, добавленная стоимость, прибыль). Второй подход основан на отсутствии синтетического (комплексного) показателя эффективности. Декомпозиция общего критерия эффективности организационных инноваций по функциональным признакам позволит сформировать систему частных (объектно-ориентированных) критериев.

Механизм оценки результатов организационных инноваций должен включать в себя три основных блока: (1) измерение результата, (2) оценка показателей эффективности и (3) анализ (интерпретация) полученных оценок.

Методы измерения результата должны соответствовать целям экономической политики и ее принципам, а также технологиям их осуществления.

Итак, основным критерием оценки инноваций, в том числе организационных, является их эффективность. Было установлено, что ключевыми элементами методологии оценки эффективности являются: 1) вид эффективности, 2) факторы эффективности, 3) критерии, 4) наличие или отсутствие синтетического (интегрального) показателя, а также 5) используемые методы. Эффективность нововведений в этой сфере традиционно рассматривается с двух подходов: по виду (целевая, технологическая, экономическая) и по объекту (предприятия в целом, отдельных его подразделений и сотрудников). Процесс оценки эффективности можно разделить на три основных этапа: измерение выбранных показателей, их оценка и анализ. На всех этапах происходит сравнение результатов и затрат. Критериями сравнения выступают: получение максимального результата при заданных затратах или получение заданного результата при минимальных затратах. В любом случае, необходимо учитывать факторы и условия результативности организационных инноваций.

Литература:

1. Водачек, Л., Водачкова, О. Стратегия управления инновациями на предприятии. - М.: Экономика, 1989. - 167 с.

2. Национальный доклад «Организационно-управленческие инновации: развитие экономики, основанной на знаниях» / Под ред. С.Е. Литовченко. - М.: Ассоциация Менеджеров, 2008. – 104 с.

3. Кузнецова, Л.А. Разработка управленческого решения. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2001. – 61 с.

4. Саати, Т. Принятие решений: метод анализа иерархий. - М.: Радио и связь, 1993. - 278 с.

5. Томилов, В.В. Менеджмент. - М.: Юрайт, 2003. – 590 с.

6. Трофимова, Л.А. Управленческие решения (методологические аспекты) - СПб.: СПбГУЭФ, 2000. – 87 с.

7. Фатхутдинов, Р.А. Разработка управленческого решения. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2002. – 314 с.