Каталог статей

Романчук А.Л.

Бюджетирование как эффективная система управления современного предприятия

Одним из возможных путей решения проблемы адоптации к динамичным усоловиям рынка для современного отечественного предприятия является внедрения бюджетного управления, то есть использования бюджетирования.

Популярность бюджетного управления заключается в том, что этот инструмент позволяет делегировать полномочия от руководства к управленцам «на местах» и в то же время хранит необходимый уровень контроля, что позволяет перейти от управления «по факту» к плановому ведению бизнеса.

Подавляющее большинство трудов по этой проблематике принадлежат зарубежным специалистам, среди которых следует отметить таких авторов, как: Р. Л. Дафта, Д. Миддлтона, Д. К. Шима, Дж. Г. Сигела, О. М. Карминского, Т. П. Карпову, И. Б. Немировского, В. Н. Самочкина, В. Е. Хруцкого и др. Значительная часть теоретических, методических и самое главное практических проблем внедрения и использования бюджетирования на отечественных предприятиях не решена, что подтверждает необходимость данного исследования.

Бюджетирования – это много аспектный процесс и может быть рассмотрен, как:

· количественное выражение стратегии предприятия;

· система сбора, анализа и обработки информации о внутренней и внешней среде;

· процесс составления бюджетов использования финансовых, материальных и невещественных ресурсов по предприятию в целом и по центрам финансовой ответственности;

· разработка системы бюджетов осуществляется с помощью комплекса взаимосвязанных методов, средств, форм и организационных структур. 

Основная проблема внедрение бюджетного управления, возникающая у руководителей отечественных предприятий, связана с непониманием последовательности его организации. В общем случае можно выделить пять этапов постановки системы бюджетирования в организации (рис. 1).


Рис.1. Последовательность организации системы бюджетирования

Проведенные исследования позволяют выделить следующие условия эффективной работы системы бюджетирования на отечественных предприятиях:

1. Предприятие должно располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета, а работники управленческих служб должны быть достаточно квалифицированными, чтобы уметь применять эту методологию на практике.

2. Для того чтобы разрабатывать бюджет, контролировать и анализировать его исполнение, нужна соответствующая количественная информация о деятельности предприятия, достаточная для того, чтобы представить себе его реальное финансовое состояние, движение товарно-материальных и финансовых потоков, основные хозяйственные операции.

3. Бюджетный процесс не происходит в «безвоздушном пространстве» – он всегда реализуется через соответствующую организационную структуру и систему управления.

4. Процесс разработки, контроля и анализа исполнения бюджета предполагает регистрацию и обработку больших массивов информации, что затруднительно сделать вручную. В бюджетном процессе уровень оперативности и качества учетно-аналитической работы существенно повышается, а количество ошибок сокращается при использовании программно-технических средств.

Бюджетирование, в отличие от традиционных способов управления, может эффективно влиять на формирование финансовых ресурсов, движение средств, и на результаты деятельности, оптимизировать отклонение план/факт и корректировать деятельность путем принятия соответствующих управленческих решений. Поэтому руководству предприятий следует уделять больше внимания внедрению бюджетирования, избегая возможных ошибок и проблемных ситуаций.

Литература:

1. Бланк І. О. Управління фінансами підприємств : підручник / І.О. Бланк, Г.В. Ситник. – К. : КНТЕУ, 2006. – 779 с.

2. Попов А.А. Бюджетирование как инструмент финансового планирования / А.А. Попов. – [электронный ресурс]. - Режим доступа - [сылка более недоступна}

3. Финансовый менеджмент : учебник [для студ. ВУЗов] / Е.С. Стоянова и др. – М. : Изд-во "Перспектива", 2005. – 537 с.