Каталог статей

Сизикин А. Ю.

Развитие самооценки предприятий в управлении качеством продукции (услуг): этапы, методы, инструменты

Самооценка – удобный, работоспособный инструмент, который должен позволить решить предприятию определить свои конкурентные преимущества и выявить и устранить имеющиеся недостатки. В качестве объекта самооценки может выступать не только личность, но и организация в целом и ее структурные подразделения.

Самооценка является подходом, который позволяет руководству предприятия в конкретных числовых показателях анализировать текущую деятельность предприятия, делать анализ на будущее, обеспечивая на каждом этапе развития качественный менеджмент. Таким образом, создание конкурентоспособной продукции становится прерогативой предприятий, способных организовать действительно эффективное управление, которое в значительной степени определяется уровнем осознания роли и степенью вовлечения в хозяйственный оборот ресурсов нематериального характера, составляющих основу так называемого интеллектуального капитала [1].

Самооценка представляет собой оценивание, проводимое самим руководством и персоналом, итогом которого является мнение или суждение о результативности и эффективности предприятия и его системы менеджмента качества. Самооценка может использоваться предприятием для сравнения своей деятельности с лучшими достижениями других предприятий и организаций, а также  показателями мирового уровня по данному виду деятельности [2].

Существует спектр инструментов и методов самооценки совершенствования  менеджмента качества предприятий и организаций, последовательность описания которых соответствует порядку следования определённых стадий.

Инструментами для определения приоритетов мероприятий служат: самооценка (используется для получения общего представления об уровне показателей организации); анализ трендов (используется для оценки динамики уровня показателей организации после проведения самооценки); диаграмма «паутина» (используется для сравнения уровня показателей собственной организации с конкурентами); матрица показателей (используется для анализа потребности в улучшении различных бизнес-процессов); тестирование критериев. (используется для выявления такого бизнес-процесса, который оказывает наибольше влияние на критические факторы успеха); структурирование функции качества (используется для обеспечения последовательного совершенствования) [3].

После решения о том, какой же из бизнес-процессов надо в первую очередь усовершенствовать, следующий логический шаг — это документирование и понимание. На этой стадии инструменты для достижения цели следующие:  картирование зависимостей; блок-схема процесса; критический инцидент; контрольный листок; диаграмма Парето.

Следующая важная стадия в работе по совершенствованию – анализ проблемы. Некоторые инструменты, используемые на этой стадии: схема причин и результатов; анализ коренной причины; график (поле коррекции); гистограмма; граф связей (диаграмма связей; матричная диаграмма.

Далее следует список некоторых инструментов, предназначенных для генерации идеи на четвертой стадии: метод мозгового штурма; письменный вариант метода мозгового штурма (этот метод близок к методу анкетирования Кроуфорда; метод номинальных групп); диаграмма сродства.

На пятой стадии работ используются методы, предназначенные для генерации задач совершенствования: упрощение; идеализация; анализ рабочих ячеек; статистическое управление процессом; реинжиниринг бизнес-процесса; бенчмаркинг.

На последней шестой стадии используются методы, предназначенные для планирования внедрения улучшений и для задания целей: дерево целей (иерархическая структура); блок-схема процесса принятия решений; анализ поля сил.

Таким образом, самооценка — мощный инструмент развития организаций, стремящихся к достижению совершенства в бизнесе. Самооценка предусмотрена процедурой проведения такого рода оценочных конкурсов (премий) и проводится предприятиями по тем же самым критериям (и подкритериям) во время подготовки заявочных материалов на участие в конкурсе. При этом каждая организация может  имеет собственные практические решения, собственную модель, разработанную на основе принципов TQM.  Критерии премий по качеству помогают организации выделить приоритеты в своей деятельности и структурировать систему менеджмента в форме международной принятой модели. 

Литература:

1. Официальный сайт Федерального  агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт): [сылка более недоступна}

2. Просветов, Г.И. Управление качеством: задачи и решения: Учебно-практическое пособие / Г.И. Просветов. – М.: Издательство «Альфа-пресс», 2009. – 168 с.

3. Катанаева, М.А. Средства и методы управления качеством. Курс лекций для студентов специальности 220501 «Управление качеством».- Красноярск.: СибГТУ, 2005. – 119 с.