Каталог статей

Сюй Юй Лун

Организационно-экономические основы формирования и развития маркетинговых резервов в управлении качеством продукции (услуг) предприятий и организаций

Качество изделий, услуг или других выходящих потоков предприятия определяется тем, насколько удовлетворены запросы потребителя, который их использует, и зависит от эффективности и результативности процессов, обеспечивающих производство этой продукции и его поддержку [1].

Хорошо известно, что маркетинг – это наиболее “больное” место большинства российских промышленных предприятий (ПП). Способность предприятия продавать произведенную продукцию является наиболее важным индикатором для потенциальных инвесторов. Многие ПП предпринимают шаги к тому, чтобы реорганизовать или создать вновь систему маркетинга предприятия [2].

В современной маркетинговой деятельности предприятия особое место занимают работы, связанные с обеспечением качества. Об этом свидетельствует то, что именно качество, начиная уже с 80-х годов, выдвигается на первый план среди факторов, определяющих выбор заказчиком того или иного поставщика, оставляя позади цену, уникальность товара, надежность поставок и др. В соответствии с положениями международных стандартов ИСО маркетингу принадлежит ведущая роль в установлении требований к качеству продукции. Маркетинг ПП должен: определять потребность рынка в продукции; рыночный спрос и область реализации, так как это важно для оценки сортности, качества, количест­ва, цены и сроков производства продукции; давать четкое определение требований потребителя на основе постоянного анализа контрактов или потребностей рынка; эти действия включают учет любых не установленных нужд или тенденций со стороны потребителей; четко информировать в рамках компании о всех требованиях, предъявляемых потребителем к качеству машино­строительной продукции [2].

Влияние маркетинга на качество выпускаемой ПП продукции заключается в обеспечении предприятия информацией о требованиях предъявляемых заказчиком к качеству продукции (например, краткое описание продукции). Краткое описание продукции содержит требования и пожелания по­требителя в виде предварительного набора технических требований, которые по­служат основой для выполнения последующих работ по проектированию продукции учитывающей требования заказчика. Проектирование продукции на предприятии включает в себя разработку проектов продукции, отвечающей требованиям потребителя (разработку новых продуктов или расширение существующих продуктов) и  разработку проек­тов технологических процессов, отвечающих требованиям качества продукции [3].

Маркетинговые резервы повышения качества продукции предприятия – это не использованные резервы ПП: особое соединение человеческого фактора ПП (реальные и потенциальные интеллектуальные способности, а также соответствующие производственные и трудовые навыки персоналов) и структурного капитала (связь с потребителями, бизнес-процессы, базы данных, инновации, ресурсы и IT-системы). Транс­формация подобных ресурсов осуществляется за счет выявления и формирования резервов менеджмента качества ПП, основанного на методологии стандартов ИСО 9000:2008 и концепции всеобъемлющего менеджмента качества – TQM (Total Quality Management). Более того, маркетинговые резервы ПП, как правило, увязываются с проблемой наполнения компоненты М3 (man) концепции 6М (исходное сырье, материалы (materials) – М1 машины, оборудование (machines) - М2; персонал (man) - М3; ме­тоды (methods) - М4; измерения (metrology) - М5; окружающая среда (media) - М6)) за счет привлечения и раз­вития высококвалифицированных человеческих ресурсов (бизнес-таланты) с поиском двумя сторонами резуль­тативных механизмов партнерства (с одной стороны ПП, с другой - талант) [3].

Среди маркетинговых резервов можно выделить три основополагающих: тщательный учет потребностей, состояния и динамики общественного спроса и рыночной конъюнктуры при принятии решений (понимание того, что запросы потребителей являются основой основ деятельности, осуществляемой в рамках маркетинга); создание условий для максимальной адаптации производства к требованиям рынка на основе изучения структуры общественного спроса; воздействие на рынок и на потребителя с помощью всех доступных средств, и, прежде всего с помощью рекламы (проведение целенаправленной политики по формированию спроса на свои услуги в условиях конкурентной борьбы) [3].

Предприятие, которое добивается преимуществ в маркетинге, как правило, в большей степени ориентировано на потребителя, чем организация, стремящаяся к преимуществу в издержках, поскольку превосходство продукта или услуги требует более полного учета потребностей потребителей.

Таким образом, формирование и развитие маркетинговых резервов повышения качества продукции предприятия необходимо для постоянного мониторинга требований к качеству продукции. Маркетинг пп должен разрабатывать систему информационного контроля и обратной связи.

Литература:

1.  Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. Экспресс-курс. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2005. – 464 с.

2. Котлер, Ф. Маркетинг. менеджмент. Экспресс-курс / Ф. Котлер ; пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2005. – 464 с.

3. Интернет-проект «Энциклопедия маркетинга»:  www.marketing.spb.ru  (дата обращения: 21.06.2012).