Каталог статей | ||||||||||||
Полусмакова Актуальность интеллектуального продукта в постиндустриальных трансформациях экономики регионаВ современном мире развитие экономической системы, то есть «разрешение противоречий, обусловленных вероятностной духовной природой интеллектуальной деятельности человека»[1], прямо зависит от движения интеллектуального капитала. Интеллектуальный капитал выступает как управляющая система для экономической системы и представляет собой социально-экономическую систему, характеризуемую специфическими свойствами, обусловленными духовной природой его факторов[2]. Основой интеллектуального человеческого капитала является способность к труду, позволяющая создавать избыточную прибавочную стоимость в виде интеллектуального продукта. Таким образом, интеллектуальный капитал - это экономические отношения по поводу воспроизводства и отчуждения результатов интеллектуальной (креативной) деятельности между носителями интеллектуальных способностей, принимающих форму интеллектуальной собственности, и ее потенциальными потребителями.Интеллектуальный капитал постепенно обретает собственную оригинальную форму движения, системообразующим элементом которого является наука. Основные формы интеллектуального капитала, по мнению И.А. Иванюк, являются научные исследования, технологические разработки, организационно-экономические разработки и комплекс умений, знаний, навыков в различных отраслях и сферах деятельности. Интеллектуальный продукт региона, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека либо группы лиц, находит растущее применение во всех сферах жизнедеятельности общества и его субъектов по мере трансформации экономической системы (рис. 1).
Рис. 1. Основные формы интеллектуального капитала[3] В процессе постиндустриальной трансформации появляется сектор экономики, основным качеством которого является способность производить продукт с использованием технологий подсистемы интеллектуального производства и элементов индустриального производства. Отдельно подсистема интеллектуального производства и индустриальная подсистема, не интегрировавшись, такого продукта произвести не могут (графическая иллюстрация формирования постиндустриальной подсистемы представлена на рис. 2).
Рис. 2. Формирование постиндустриальной системы[4] В результате переложения концепции А. Маслоу на процессы развития производства, изменения нужд и потребностей и, как следствие, товаров и услуг была получена иерархия востребованных продуктов производства региона по мере развития производительных сил и производственных отношений[5]. При этом к постиндустриальному сектору экономики региона отнесены потребности трех высших ступеней модели А. Маслоу. Потребности самовыражения, занимающие вершину пирамиды, удовлетворяются в экономике региона постиндустриального типа продукцией пятеричного сектора, а именно услугами профессионального и личного характера, к которым относят образование, здравоохранение, отдых, интеллектуальную исследовательскую деятельность. В постиндустриальном обществе региона на фоне машинной технологии на первый план выходит технология информационная, опирающаяся на возросший интеллектуальный потенциал. Соответственно все более актуальной становится проблема внедрения продуктов интеллектуальной деятельности в производство различных хозяйствующих субъектов в рамках постиндустриальной экономической системы. В процессе индустриального развития наблюдается проявление двух причин постиндустриальных изменений экономики: во-первых, наблюдается изменение нужд, потребностей и предпочтений субъектов рыночных отношений; во-вторых, происходит активное внедрение интеллектуального продукта, доля которого в продукции постоянно увеличивается, под воздействием которых индустриальная экономика трансформируется в постиндустриальную. Ее основными особенностями являются переход от индустриального производства к производству услуг; сдвиг от массового производства стандартизированных изделий к производству уникальных и невоспроизводимых благ и услуг; определение информации и знаний в качестве доминирующих факторов производства. Как следствие происходящих изменений, возрастает роль образования, трудовая физическая деятельность вытесняется творческой активностью. Таблица 1 иллюстрирует структуру и проблемы постиндустриального общества и показывает, какое место отводится в постиндустриальном обществе знаниям и образованию. Из таблицы видно, что в постиндустриальном обществе на передний план выходят информационные процессы и системы. Таблица 1. - Структура и проблемы постиндустриального общества[6]
Для повышения эффективности экономики региона необходимо проведение комплекса мероприятий в направлении повышения коэффициентов использования факторов, оказывающих существенное влияние на формирование характеристик детерминантов конкурентоспособности, и, в первую очередь, факторов, способствующих становлению интеллектуального продукта и мотиваций. Из вышесказанного можно сделать выводы о том, что под влиянием факторов постиндустриальной стадии развития общества информация меняет свои функции, все более осознается редкость этого товара, а информационный фактор выдвигается в число основных при оценке степени богатства как отдельных индивидуумов, так и социальных групп. Это приводит к кардинальному изменению природы взаимоотношений в обществе: основой экономического развития региона становится не столько обладание традиционными материальными ресурсами, сколько владение информацией и навыками ее обработки, трансформируется инфраструктура рынка, которая все больше носит информационный характер.
[1] Иванюк И. А. Роль маркетинга в жизнедеятельности общества : Учеб. по собие / ВолгГГУ. -Волгоград, 1999.
[2] Иванюк И.А. Воспроизводство интеллектуального капитала в современных маркетинг-системах: Учеб. пособие / ВолгГТУ. – Волгоград, 2005. // [сылка более недоступна}
[3] Иванюк И.А. Воспроизводство интеллектуального капитала в современных маркетинг-системах: Учеб. пособие / ВолгГТУ. – Волгоград, 2005. // [сылка более недоступна}
[4] Любецкий М.С. Детерминированное моделирование постиндустриальной трансформации экономических систем: Дис. канд. экон. наук / ВолГУ. Волгоград, 2004.
[5] Любецкий М.С. Тенденции формирования специалистов с эффективным человеческим капиталом в процессе постиндустриальной трансформации / Формирование востребованных специалистов высшего образования: по материалам Междунар. науч.-практ. Интернет-конф.; отв. ред. А.В.Дьяченко – Волгоград; Дижон: Изд-во ВолГУ, 2006. – С.65
[6] Гаврилова М.И., Григорьева Т.О. (ГАСИС), Шеметов В.В. (РАП). Особенности маркетинга в российской сфере образования. Рынок бизнес-образования в России // Материалы семинара «Маркетинг образовательных услуг» / rusacad@space.ru | ||||||||||||