Каталог статей |
Гусева Э.Ю. Сравнительная характеристика нормативного регулирования финансовой отчетности в России и по МСФОК сожалению, не все МСФО имеют российские аналоги. МСФО включает в себя множество стандартов, которые посвящены различным отраслям, в то время как российское нормативное регулирование относится к отчетности в целом.В МСФО основными стандартами, регулирующими состав показателей отчетности, которые должны быть раскрыты непосредственно в отчетности либо в примечаниях, и требования к порядку их раскрытия, являются МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" и МСФО (IAS) 7 "Отчеты о движении денежных средств". В нормативном регулировании России требования к порядку составления бухгалтерской отчетности, составу форм отчетности и порядку формирования отчетных показателей установлены ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" и приказ Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций". Важным моментом является отчетная дата. Российские стандарты фиксируют даты предоставления отчетности и сам отчетный период, в то время как МСФО дает право самой организации выбирать дату начала финансового года. Финансовая отчетность по МСФО должна составляться минимум раз в год. Если отчетность составлена за меньший или больший период, причина должна быть раскрыта в пояснениях в отчетности. Как мы знаем, отчетность в России составляется в рублях, а отчетность по МСФО может быть составлена в любой валюте. МСФО выделяет функциональную валюту и валюту представления отчетности. Необходимо отметить, что формы отчетности по МСФО не регламентированы, но они должны включать показатели, которые перечислены в стандартах, в то время как российским законодательством закреплены обязательные формы отчетности. Российским законодательством установлено, что месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года (п. 3 ст. 14 Закона "О бухгалтерском учете"). Организация должна сформировать промежуточную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода (п. 51 ПБУ 4/99). В состав промежуточной бухгалтерской отчетности включаются бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, если иное не установлено, в частности, учредителями (участниками) (п. 49 ПБУ 4/99). В МСФО промежуточный период - отчетный период, продолжительность которого меньше, чем полный финансовый год. Промежуточная финансовая отчетность - это финансовая отчетность, содержащая полный пакет или набор сокращенных финансовых отчетных форм (компонентов) за промежуточный период. МСФО 34 (МСФО (IAS) 34 "Промежуточная финансовая отчетность") устанавливает минимальный состав промежуточной финансовой отчетности (краткий бухгалтерский баланс; краткий отчет о прибылях и убытках; краткий отчет о движении денежных средств; краткий отчет об изменениях капитала; примечания к финансовой отчетности). Однако компания может публиковать полный пакет отчетных форм в своей промежуточной финансовой отчетности, а не сокращенную отчетность и некоторые примечания к финансовой отчетности. Таким образом, требования МСФО в отношении порядка представления и состава промежуточной отчетности существенно менее формализованы, чем требования РСБУ. Так, непосредственно в тексте МСФО 34 сделана оговорка о том, что "настоящий Стандарт не содержит указаний на то, какие именно компании должны публиковать промежуточную финансовую отчетность, с какой периодичностью или в какой срок после окончания промежуточного периода". Эти вопросы относятся к компетенции национальных правительств, организаций, регулирующих обращение ценных бумаг, фондовых бирж и органов, устанавливающих правила бухгалтерского учета. Российские нормативные акты четко определяют периодичность составления промежуточной отчетности, не акцентируя внимание на том, какие организации обязаны составлять и представлять такую отчетность. Таким образом, такая отчетность должна составляться всеми организациями. МСФО, в отличие от российских стандартов, не требуют обязательного представления промежуточной финансовой отчетности. МСФО 34 лишь поощряет компании к ее представлению «по крайней мере, по состоянию на конец первой половины их финансового года и представлению не позже чем через 60 дней после завершения промежуточного периода». Необходимо так же отметить группировку статей. В российском законодательстве выделяют 4 группы статей - активы, обязательства, капитал и доходы и расходы. Согласно МСФО активы группируются на долгосрочные активы (трехзначные счета, начиная с 1) и текущие (трехзначные счета, начиная с 2). Основным документом, регулирующим учет и отчетность на предприятии, является учетная политика, которая относится к четвертому уровню нормативного регулирования. В МСФО учетную политику регулирует IAS 8 «Учетная политика, изменения в расчётных бухгалтерских оценках и ошибки». Определение события после отчетной даты, как по МСФО, так и по российским стандартам, идентичны. Согласно МСФО выделяют два вида событий после отчетной даты: корректирующие и некорректирующие. Корректирующие события – это события, которые возникают после отчетной даты, но до утверждения финансовой отчетности, дающие подтверждение условиям, которые имелись по состоянию на отчетную дату и которые требуют внесения изменений в показатели финансовой отчетности. Некорректирующие – указывающие на условия после отчетной даты. Также необходимо отметить, что одним из главных шагов на пути принятия МСФО явился ФЗ «О консолидированной отчетности». В приложении 6 приведен пример составления консолидированного бухгалтерского баланса предприятия согласно МСФО. Из данного примера мы видим явные отличия бухгалтерского баланса по российским стандартам и баланса по международным стандартам. Отличается последовательность показателей бухгалтерского баланса, их название. Это вызвано тем, что формы по МСФО четко не регламентированы. В данном примере статьи расположены по убыванию ликвидности. Таким образом, за последние 10-15 лет было приложено много усилий для того, чтобы привести российские стандарты к международным, однако существенные различия между ними ещё остались. Но переход к МСФО – это вопрос времени, как считают многие специалисты. Литература: 1. Осипенкова О.Ю., Сотникова Л.В. Требования к пояснениям к бухгалтерской отчетности// Бухгалтерский учет. - 2012.- №4.- с. 92-99. 2. Титова С.Н. МСФО и РСБУ: Различия и точки соприкосновения// Экономико-правовой бюллетень.- 2011.- №8. 3. Фомичева Л.П. Учетная политика для целей бухгалтерского учета// Бухгалтерский учет. - 2012.- №1.- с. 6-11.
|