Каталог статей |
Адамкина М.К., магистр техники и технологий Отинова И.В. К вопросу проведения анализа товарооборотаОптовый товарооборот является важным звеном, который обеспечивает необходимую интенсивность и ускорение процесса товарооборота в условиях рыночных отношений [1].Общеизвестным фактом является то, что хранения запасов в опте обходится значительно дешевле, чем их размещение в розничной сети. В особенности большое значение имеет хранения оптовыми предприятиями товаров, производство и спрос на которые имеют сезонный характер. В зависимости от путей продвижения товаров оптовый товарооборот подразделяется на 2 вида: складской и транзитный. Складской предполагает завоз товаров из производственных организаций на базы и склады оптовых организаций для подработки, подсортировки, подбора ассортимента товаров и последующей реализации этих товаров розничным торговым организациям. При транзитном же товарообороте товары поступают от производственных организаций непосредственно в розничные торговые организации, минуя промежуточные звенья, т.е. оптовые торговые организации. Транзитный оборот, в свою очередь, делится на два вида: с участием оптовой организации в расчетах; без такого участия [2]. Важнейшая задача оптовой торговли – планомерно регулировать товарное предложение в соответствии со спросом. Объем товарооборота предприятий и организаций, осуществляющих продажу товаров в кредит, слагается из суммы, поступившей в кассу, и суммы предоставляемого покупателям кредита. Определив объем фактического товарооборота и сравнив его с планом, можно перейти к следующим стадиям экономического анализа [3]. Анализ объема товарооборота начинается с исчисления фактической величины реализации товаров. Анализ динамики товарооборота производится для того, чтобы выявить, соответствует ли развитие товарооборота предприятия планам. К методам анализа товарооборота относятся: · построение динамических рядов; · использование относительных и средних величин; · сравнение; · индексный метод; · построение трендовых и регрессионных моделей динамики; · цепная подстановка; · балансовая увязка показателей; · построение графиков и других. При анализе товарооборота используют систему индексов: · индекс физического объема товарооборота (I); · индекс товарооборота в фактических действующих ценах (Iт); · индекс цен (Iц) [4]. Индекс физического объема товарооборота характеризует влияние изменения количества и структуры реализованных товаров на динамику показателя, в соответствии с формулой :
где Jт/о (шт) – индекс физического объема товарооборота, Тф шт – товарооборот фактический, шт., Тпр шт – товарооборот прошлого периода, шт. Индекс товарооборота в фактически действующих (текущих) ценах отражает изменение совокупной стоимости проданных товаров за анализируемый период. На состояние показателя влияют два фактора: количество реализованных товаров и динамика цен. Показатель рассчитывается:
где J т/о – индекс товарооборота в текущих ценах; Тф – товарооборот текущего периода, тыс. тенге; Тпр – товарооборот прошлого периода, тыс. тенге. Индекс цен рассчитывается по формуле (1.2.3).
где Jц – индекс цен; Цф – фена фактическая по группе товара; Цпр – цена прошлого сопоставимого отчетного периода по той же группе товаров [5]. Анализ товарооборота предполагает количественную и стоимостную оценку продаж отдельных товаров, а также определение динамики структурных сдвигов. Соотношение реализованных товаров в структуре товарооборота измеряется в процентах к его общему объему в целом или отдельных товарных групп. Результаты анализа используются для изучения соответствия структуры товарного предложения спросу потребителей и оказывает определенное влияние на формирование заказов поставщикам и выбор самих поставщиков.
Литература: 1 Бычкова С.М. Бухгалтерский финансовый учет: учеб.пособие/ С.М. Бычкова, Д.Г. Бадмаева; под ред. С.М. Бычковой. – М.: Эксмо, 2008. – 528 с.; 2 Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета. Издательский центр МарТ, 2004 г., 608 с.; 3 Волков И.М., Грачева М.В. «Проектный анализ. Учебник для вузов». - М Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006 г.; 4 Ковалев В.В. «Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности, 2-е изд». - М.: Финансы и статистика, 2005 г.; 5 Толпаков Ж.С. Бухгалтерский учет. – Караганда, 2004, 45 с. |