Каталог статей

Кыдырбаева Э.О.

Некоторые вопросы развития сельскохозяйственной кооперации в РК

Сельскохозяйственная кооперация занимает особое место в системах национальных экономик стран с развитой рыночной экономикой. Они играют решающую роль в системе взаимосвязей аграрной сферы со смежными отраслями производства, в развитии агропромышленного комплекса в целом. Практически стопроцентное участие сельскохозяйственных товаропроизводителей в кооперативах традиционно для Швеции, Дании, Италии, США  и др. стран.

Сельскохозяйственная кооперация занимает прочные позиции в экономике Швеции, чему во многом способствует проводимая государством политика поощрения развития кооперативного движения. В качестве основных инструментов используются: налоговые льготы кооперативам, субсидии, льготные кредиты, предоставление монопольного права на импорт сельскохозяйственных продуктов, импортные сборы, субсидирование экспорта.

Развитие кооперации сопровождается образованием крупных специализированных объединений – кооперативных союзов. Крупнейшими по числу членов и обороту являются Союз молочных ферм, Союз скотобоен, Союз снабженческо-сбытовых объединений. Все сельскохозяйственные кооперативы Швеции объединены в единый Национальный союз фермеров.

Кооперативное движение Швеции имеет сильные центральные органы и отличается хорошей координацией действий входящих в них кооперативов. Его становление происходило в конкурентной борьбе с торговой группой ICA, которая владела основной долей рынка и поэтому шведское кооперативное движение стало самым динамичным и инновационным из всех западно-европейских кооперативных движений. Шведские кооператоры использовали самые современные технологии и методы бизнеса: ввели систему самообслуживания, разнообразие в непродуктовых кооперативах, систему супермаркетов. Широкое применение технологии сильнозамороженных продуктов позволило стать потребительским объединениям ведущими экспортерами продуктов [2].

Основные принципы шведских кооперативов:

- демократический характер управления, основанный на равноправии членов и принципах демократического построения организационной структуры кооперативов снизу вверх;

- недопустимость обогащения одного члена кооператива за счет другого, справедливое распределение прибыли между членами пропорционально их экономическому участию при обязательном отчислении в фонды согласно уставу;

- строго ограниченный процент начислений на паевой капитал в случае распределения прибылей по паенакоплениям.

В результате этих действий число членов потребительских кооперативов возросло до 2,2 млн человек объединенных в 102 общества, имеющих 105 магазинов и около 500 заправочных станций. Потребительская кооперация входит в десятку лучших торговых компаний Швеции.

На сегодня наиболее развитыми формированиями АПК Швеции являются сбытовые и перерабатывающие кооперативы. Через систему сельскохозяйственных кооперативов осуществляется сбыт свыше 80% товарной продукции, производимой фермерами, сбыт и переработка 100% молока, убой и переработка 78% скота, зерна – 80%, яиц – 75%, и другой сельскохозяйственной продукции. Поступающая в сбытовые кооперативы продукция реализуется либо через собственную розничную кооперативную сеть, либо на договорной основе перепродается оптовикам или прямо в магазины.

В сельском хозяйстве Дании фермерские объединения создали ряд кооперативных компаний для организации материально-технического снабжения производства, лизинга и технического обслуживания сельхозтехники, а также для закупки на фермах готовой сельхозпродукции, ее дальнейшей переработки и реализации, в том числе и на экспорт. Около 50% средств производства для фермерских хозяйств обеспечивается через кооперативные снабженческие организации, и более 75% всей продукции перерабатывается и продается кооперативными сбытовыми организациями. В агропромышленном комплексе страны действует около 300 кооперативных обществ, союзов, предприятий и ассоциаций, сформированных фермерами на национальном, региональном и местном уровнях. Кооперативы созданы по функциональному принципу - производственные, перерабатывающие, снабженческие, сбытовые, обслуживающие, кредитно-финансовые и т. д.

Все это позволило Дании занять первое место в мире по производству продуктов питания на душу населения, 20 тысяч датских профессиональных фермеров производят продовольствие, достаточное для 15 млн человек.

В отличие от других стран, расцвет потребительской кооперации Италии пришелся на середину 80-х годов, то есть на период упадка кооперации других европейских стран. Тесные связи с кооперативами других стран позволили учесть их опыт и избежать издержек роста. Сегодня в Италии около половины супермаркетов принадлежат кооперативам. Особенность развития кооперативного движения – кооперативные центры: Национальная лига кооперативов и кассы взаимопомощи - коммунисты и социалисты (красные); Конфедерация итальянских кооперативов - католики (белые); Всеобщая ассоциация итальянских кооперативов - республиканцы и социал-демократы (зеленые). С расширением социальной базы кооперации грани между ними стерлись.

Для того, чтобы кооперативы не превращались в акционерные общества, законодательством республики предусмотрено: размер прибыли, получаемый пайщиком не превышает 5% суммы пая; в резервный капитал перечисляется не менее 20% прибыли; фонды кооператива не могут быть использованы до момента его роспуска; в случае роспуска, фонды кооператива после завершения необходимых выплат, направляются на общественные нужды. В случае распределения ликвидационных остатков между членами кооператива, кооператив лишается налоговых льгот. 

Членом потребительского кооператива не могут быть посредники, а также лица, занимающиеся сбытом аналогичной для кооператива продукции. Это не позволяет использовать кооператив как инструмент личного обогащения.  Финансовая ответственность членов: ограниченная; неограниченная.  Налоговые льготы: отсутствие двойного налогообложения; в течение первых 10 лет кооперативы освобождаются от налога на корпорации, в последствие льготное налогообложение; предусмотрен не облагаемый налогом минимальный доход пайщика (3 млн лир).

В Италии с целью сохранения кооперативов как объединения мелких крестьян законодательно был утвержден принцип «эгалитарности» (уравнительного пая) для крестьян кооператора:

- каждый член кооператива вносил в уставной фонд стабильную, равную для всех сумму «пая» (долю);

- стоимость одной акции определяется в 100 денежных единиц, количество акций является равным для всех членов кооператива;

- доход равен для всех.

Принятие данного принципа ограничивал опасность подчинения более бедного крестьянина над богатым исходя из вложенного пая и превращения его в крупного монополиста. Соответственно данный закон оберегает от монопольной конкуренции, кредитов с высокими процентами, высоких налогов, высоких цен на машины, сельскохозяйственный инвентарь, удобрения; гарантирует стабильные рынки сбыта по выгодным ценам. Все эти меры обеспечивают рост и развитие единоличного крестьянского хозяйства под патронажем кооператива. Усилиями кооператива решаются не только экономические, но и социальные вопросы (льготное, здравоохранение, образование, обеспечение жильем семей и детей членов кооператива). Координацией деятельностью кооперативов от их регистрации до реализации готовой продукции занимается Лига кооперативов Италии – как единый орган управления сельскохозяйственной кооперации Италии [3].

Обобщая историю развития кооперативных движений в разных странах мира можно сделать вывод, что настоящий успех - это кооперация между мелкими предприятиями. Мощь сельскохозяйственной кооперации - это преданность пайщиков на местах, небольшие, но удобные магазины, внимание к общественному мнению. Эти факторы гораздо более важны, чем прибыль. Пример Италии показывает, что, имея время и хоть какое-либо убежище от конкуренции, даже самое старое кооперативное движение может стать более современным и отстаивать свою уместность.

Позиции кооперативов в системах национальных экономик стран с развитой рыночной экономикой во многом предопределены стимулирующим влиянием государства на их развитие. Для стимулирования производства определенных видов продукции государство может приостановить выплату кооперативам налогов, предоставить дополнительные субсидии к закупочным ценам и др.

 Государственные субсидии выделяются на приоритетные направления, например на финансирование строительства кооперативных хранилищ, предприятий по переработке фермерской продукции, размер дотации составляет до 25% от объема капиталовложений. На эти цели предусматриваются не только государственные субсидии, но также средства из интеграционных фондов ЕС (для стран - членов ЕС). Для форсирования экспорта сельскохозяйственных товаров государства предоставляют кооперативам экспортные субсидии. Субсидирование проектов из национального бюджета может быть в форме специальных субсидий кооперативам, субсидий на региональное развитие (в рамках программ по созданию дополнительных рабочих мест) [4].

Важным элементом государственного регулирования кооперативного движения является система налогообложения. Кооперативы и их члены выплачивают интегрированный налог, состоящий из налога с оборота, налогов на топливо, используемую наемную рабочую силу, а также лицензионных отчислений. Освобождаются от выплаты налогов на ряд лет кооперативы экологически чистых технологий, а также использующие альтернативные источники энергии. Для кооперативов осваивающих приоритетную продукцию или услуги, налоговые ставки снижаются на определенный период. Для стимулирования инвестиций в объединениях их членам разрешается выплачивать налог только из части чистого дохода кооператоров при условии, что другая часть будет оставаться в инвестиционных фондах кооператива.

Одним из условий эффективной деятельности сельскохозяйственных кооперативов за рубежом является наличие хорошо организованной системы финансирования. Источники внутреннего финансирования кооперативов не всегда достаточны, чтобы осуществлять необходимые капиталовложения или обеспечить соответствующее финансовое положение. В этом случае для кооперативов существуют следующие каналы внешнего финансирования: займы из специальных кредитных организаций для сельского хозяйства и кооперативов; займы банков, субсидии и займы, полученные от государства и на межгосударственном уровне. Таким образом, в разных странах существуют различные системы развития кооперации и особенности структуры управления.

Исследование опыта США позволило изучить особенности государственного кооперативного кредитования, которая включает в себя администрацию по делам фермеров, предоставляющего кредиты на различные производственные цели сроком до 50 лет из государственного бюджета. Государственная кооперативная система производственного кредита включает 12 окружных банков, 500 местных ассоциаций кооперативов производственного кредита. Ассоциация производственного кооператива специализируется на краткосрочном и среднесрочном кредитовании своих членов сроком от 1 месяца до 5 и более лет из расчета 5-8% годовых [5].

Если рассмотреть роль кооперативов в будущем, то необходимо подчеркнуть их экономическую и социальную роль. Экономическая роль кооперативов заключается в формировании новых рынков, способствованию проведения антимонопольной политики, обеспечению кредитами для инвестиций в фермерской деятельности, повышению их роли в условиях глобализации мирохозяйственных связей.

Поскольку в кооперативах обычно используется большая группа квалифицированных специалистов, то они могут заполнять нишу обучения и образования, которая в прошлом заполнялась государством, разумеется, при условии, если возникнет такой спрос. Так как сельхозкооперативы составляют наибольшую группу сельскохозяйственных предприятий, то отчасти их роль должна заключаться в представительстве и лоббировании своих интересов в правительстве.

Исследование мирового опыта развития сельскохозяйственной кооперации позволяет сделать вывод, что в посткризисных условиях развитие сельскохозяйственной кооперации будет способствовать стабилизации экономики АПК, созданию антимонопольных мер в сфере переработки сельскохозяйственной продукции и производственно-технического обслуживания товаропроизводителей, повышению занятости сельского населения и в целом скорейшего вступления Казахстана в ВТО.

Литература:

1. www.kandi.kz./news/analitics/387  Сельскохозяйственная кооперация в РК: проблемы и пути их решения. Д.э.н. Акимбекова Г.У. 2011г.

2. Аксенов С.М. Шведская модель развития общества //Экономика и организация промышленного производства. – 2006. - №10.

3. European experience in agricultural cooperation.Stockholm.2000.37 pp

4 Акимбекова Г.У. Мировой опыт развития сельскохозяйственной кооперации и возможности его применения в Республике Казахстан // Проблемы агрорынка. – 2011. - №3.

5. Папцов А.Г. Экономика аграрного сектора развитых стран в условиях мирового продовольственного кризиса. РАСХВНИИЭСХ. – М. – 2009. – 280 с.