Каталог статей | ||||
Турсунов Т. Коммерциализация инновационных технологий в Казахстане: проблемы и перспективыВ статье рассмотрены проблемы и перспективы коммерциализации инновационных технологий в Казахстане как фактор достижения устойчивого экономического роста национальной экономики.
Коммерциализация инновационных технологий в Казахстане: проблемы и перспективы
Сегодня практически во всех странах мира понимают значение и роль инновационных технологий в формировании конкурентоспособности экономики. Мировой опыт свидетельствует о том, что преодолеть инновационную стагнацию только с помощью инвестиций невозможно. Так, по мнению комиссии западноевропейских экспертов, изложенному в 1995 г. в "Зеленой книге", состояние инноваций в Европейском союзе можно было оценить как неудовлетворительное. Это во многом связано со склонностью предприятий уходить от риска, а также с многочисленными препятствиями на пути творчества инноваторов, канцелярщиной, волокитой. Подобные помехи отрицательно влияют на координацию усилий, людские ресурсы и правовую среду, что в итоге ограничивает возможности превращения научных прорывов и технологических достижений в коммерческий успех/1/. Коммерциализация инновационных технологий – это основной механизм вывода инновационного продукта или технологии на рынок, т.е. сложный многоэтапный процесспреобразований научной идеи в рыночный продукт. Он требует глубоких знаний законов рынка и бизнеса с целью получения коммерческого эффекта от реализации инноваций. В Казахстане на сегодня сложилась парадоксальная ситуация: при достаточно хорошем научно-техническом потенциале страны низкий уровень внедрения результатов исследований. Научно-технический потенциал страны сформировался еще в советские времена:есть НИИ и университеты, есть отечественные научные патенты и разработки, но внедрение в производство практически отсутствует. В настоящее время спрос на результаты инновационной деятельности со стороны производственной и социальной сферы отстает от возможностей научно-технического потенциала страны.Основной причиной подобной ситуации можно слабое знание принципов коммерциализации инновационных технологий отечественными изобретателями и учеными. Мировой опыт показывает, что высоких темпов экономического роста достигают только те страны, которые создали эффективную систему коммерциализации технологий. Ключевым игроком во всех этих странах стало государство, которое сыграло значительную роль в стимулировании инновационной деятельности через различные механизмы поддержки. Появление системы коммерциализации технологий в Казахстане позволит прямо или косвенно решить задачи социально-экономического характера как, например, создание новых рабочих мест и повышение конкурентоспособности экономики. Задача государства состоит в том, чтобы создать условия для накопления критической массы инновационных идей и их вывода на рынок как коммерческий проект, и превратить данный процесс из единичного факта в массовое явление. Государство поддерживая фундаментальные и прикладные исследованиясоздает условие для возникновения новых научных и технологических идей, которые, не будучи востребованными национальными субъектами хозяйствования, могут стать необходимыми в случае изменения внутренней и внешней рыночной конъюнктуры и тем самым инвестируют инновационно ориентированные субъекты хозяйствования. Мы считаем, что для повышения эффективности инновационной деятельности в Казахстане необходимы не только традиционные формы государственной поддержки (субсидирование, льготное кредитование и налогообложение), но и широко используемые в мировой практике формы поддержки, оказываемыеинновационным предприятиям, которые направлены на преодоление так называемого «эксплуатационного разрыва». Эксплутационный разрыв - разрыв между числом созданных изобретений и числом изобретений, фактически внедренных технологий в производство. В числе таких форм поддержки можно назвать оказание информационной и консультативной помощи, оформление патентных заявок на отечественные и зарубежные изобретения, оплату стоимости, взимаемой за патентные заявки и ежегодных сборов за патенты, защиты прав собственности от возможных нарушений и др. В реальностиу многих отечественных инноваторов преобладает желание продать за рубеж свои изобретения и технологии, не подкрепляя их патентной защитой, производственными секретами, инжиниринговыми услугами. Такая стратегия резко отличается от общемировых тенденций, где одной из наиболее характерных черт современного лицензионного обмена является получение конкурентных преимуществ на мировом рынке. Другим основным условием для применения инноваций является наличие эффективной системы маркетинга и сбыта, осуществляющей связь предприятия с конечными потребителями с целью постоянного выявления новых требований покупателей, предъявляемых к качеству производимых товаров и услуг. Это условие имеет значение, так как на практике инновации часто определяются как «создание и предоставление товаров или услуг, которые предлагают потребителям выгоды, воспринимаемые ими как новые или более совершенные». И большинство неудач с выведением инноваций на рынок специалисты объясняют тем, что они возникают на базе новых знаний, а не потребностей, в то время как покупателям нужен не новый товар, а новые выгоды. В последнее время государством было принято ряд мер, благоприятствующих развитию науки и инноваций. В 2008-2010 годы организованы 5 Национальных научных лабораторий коллективного пользования и 15 лабораторий инженерного профиля в высших учебных заведениях, которые укомплектованы современным исследовательским оборудованием.18 февраля 2011 года принят Закон Республики Казахстан «О науке»/2/, направленный на регулирование отношений в области науки и научно-технической деятельности, определение основных принципов и механизмов функционирования и развития национальной научной системы страны, предусматривающий новую модель системы управления наукой. Согласно данному закону принципиально повышается роль ученых во всей вертикали принятия решений, будут совершенствоваться научно-техническая экспертиза, введена новая система финансирования исследований. Очень важным для научно-технического развития страны является включенный в указанный закон механизм предоставления государственным научным организациям и высшим учебным заведениям права на создание инновационных предприятий. Но все усилия пока не создали эффективную систему коммерциализации технологий в Казахстане. Проведем SWOT-анализ текущего состояния системы коммерциализации технологий в Казахстане.
Таблица 1 - SWOT-анализ текущего состояния системы коммерциализации технологий в Казахстане
Источник: анализ проведен автором статьи.
Можно назвать наиболее слабое звено в создании национальной системы коммерциализации в Казахстане – слабая вовлеченность малого и среднего бизнеса в процесс. В Казахстане есть немало компаний имеющие эффективные результаты коммерциализации инновационных идей. Например, казахстанская компания «Юнилюкс» была признана лучшей инновационной компанией Казахстана в 2011 году, собственником которой является автор данной статьи. Опыт компании показывает, что внедрение и коммерциализация инноваций сложный процесс, и получение экономического эффекта сопряжено с множеством факторов, в том числе и отрицательных. В 2007 г. компанией был получен Евразийский патент на изобретение № 008694 «Сенетоэлектрическая антенна». Поскольку рынок реализации данной продукции в Казахстане ограничен, компания пыталась выйти на международный рынок с этой технологией. Попытка выйти на рынки Юго-Восточной Азии закончилось похищением южнокорейскими предпринимателями технологии изготовления и ядра идеи. Данный факт еще раз подтверждает, что задача коммерциализации технологий выходит за рамки частной компании, и становится общегосударственной задачей. Необходима системная политика формирования национальной системы коммерциализации технологий с тем, чтобы поддержать и защитить отечественных производителей. Министерством образования и науки Республики Казахстан совместно с Международным Банком Реконструкции и Развития запущен проект «Коммерциализация технологий», нацеленный на освоение мирового опыта организации эффективных систем коммерческой реализации научных достижений. Проект направлен на создание действенных механизмов коммерциализации результатов научных исследований, связи науки с производством и рынком.Проект состоит из трех основных компонентов. Первый - конкурентоспособные программы - гранты для укрепления научной базы РК, поддержки высококачественных НИОКР и центра, оснащенного оборудованием мирового класса, второй - создание офиса коммерциализации технологий, связывающий казахстанских ученых с местными и международными рынками технологий. Третий - группы управления для реализации проекта. Создан международный совет по науке и коммерциализации (МСНК). В МСНК входят семь иностранных экспертов, пять из которых - ученые, двое - специалисты по коммерциализации. Стоимость проекта 75 млн. долларов США финансируется Правительством Казахстана в сумме 60,6 млн. долларов совместно с займом Всемирного банка в размере 13,4 млн. долларов. В его рамках будет проведен анализ существующей правовой и регулятивной среды с последующей выработкой предложений для Правительства РК/3/. С 2010 года в рамках реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы АО «Национальный инновационный фонд», уполномочен Министерством индустрии и новых технологий Республики Казахстан поэтапно формировать систему коммерциализации технологий. С апреля 2011 года в АО «НИФ» действует Центр координации системы коммерциализации технологий. На данный момент работают 9 офисов коммерциализации в вузах и НИИ, проводятся обучающие тренинги для сотрудников офисов коммерциализации.В 2012 году для развития коммерциализации в Казахстане запланировано открыть еще 6 новых офисов коммерциализации технологий, ввести гранты на коммерциализацию технологий, увеличить количество проектов более чем в 3 раза, а также открыть региональные центры поддержки коммерциализации технологий /4/. Переход экономики на инновационный тип функционирования может быть реализован при достижении производством соответствующего уровня развития, который определяется как внутренними факторами - состояние производственной базы, кадровым потенциалом, - так и внешними, главным из которых является уровень наукоемких технологий, поступающих на рынок из научно-технического сектора экономики. Очевидно, что для устойчивого развития наукоемкого производства необходимо, чтобы темпы развития инноваций были не ниже темпов роста собственно производства.
Литература: 1. Николаев А. Инновационное развитие и инновационная культура, см. [сылка более недоступна} 2. Закон Республики Казахстан «О науке» от 18 февраля 2011 года. 3. В Казахстане запускается проект «Коммерциализация технологий» // [сылка более недоступна} 4.
| ||||