Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чувилова О.Н., Дмитриева А.П. Направления бюджетной политики Ставропольского края на среднесрочную перспективуОсновные направления бюджетной политики определяются администрацией Ставропольского края на основе экономической политики Российской Федерации и Ставропольского края и включают в себя вопросы цен, налогов, кредитов и денежного обращения.Бюджетная политика в крае проводится согласованно с федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления. В соответствие с законом Ставропольского края от 23.12.2011 г. № 94-КЗ, доходы бюджета Ставропольского края на 2011 год планировались с учетом изменений в объеме 68,9 млрд. руб., а расходы в объеме 71 млрд. руб. [1]. Динамика исполнения консолидированного бюджета за период 2009-2011 гг. приведена в таблице 1. Таблица 1 Исполнение консолидированного бюджета Ставропольского края по всем видам доходов
Таким образом, бюджет региона в 2011 году исполнен по доходам на 104,5% к плану и с превышением показателей 2010 года на 12,9%. Такая позитивная динамика стала возможна в первую очередь за счёт сверхплановых бюджетных поступлений из федерального центра. Собственные же налоговые и неналоговые доходы исполнены в 2011 году на 96,6%. Структура расходов консолидированного бюджета Ставропольского края представлена на рис. 1.
Рисунок 1 – Структура расходов консолидированного бюджета Ставропольского края в 2011 году, %
В числе приоритетных статей расходования бюджетных средств - выполнение публичных обязательств перед населением и предоставление мер господдержки субъектам малого и среднего предпринимательства. В настоящее время бюджет перегружен целевыми и ведомственными программами, которые в течение финансового года полностью не обеспечиваются финансированием или не осваиваются в полном объеме. Финансовые средства, выделенные на реализацию Программ замораживаются на лицевых счетах главных распорядителей бюджетных средств и, в отдельных случаях, переходят дополнительными источниками финансирования программ из года в год. Во избежание неэффективного использования выделяемых финансовых средств, мы предлагаем не распылять бюджетные средства по программам, а поэтапно перейти к разработке и утверждению региональных программ с применением программно-целевых методов бюджетного финансирования. В целом, в укреплении геофинансовой безопасности региона основными являются следующие среднесрочные направления финансово-бюджетной политики (рис. 2) [2].
Рисунок 2 – Основные направления бюджетной политики Ставропольского края на 2012-2013 гг. Одной из основных задач бюджетной политики, определенной в Бюджетном послании Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2011 - 2013 гг.», является повышение качества человеческого капитала. Одним из приоритетов бюджетной политики страны в среднесрочной перспективе определена модернизация системы здравоохранения. В создавшихся условиях здравоохранение является сферой приоритетного направления расходования бюджетных средств. Расходы на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан должны быть учтены в расходах краевого бюджета в объеме, обеспечивающем реализацию принятых законов Ставропольского края в этой сфере. При этом необходимо уточнить численность получателей мер социальной поддержки, обеспечивая адресность ее предоставления, а также увеличить размер социальных выплат в установленном законодательством Ставропольского края порядке. Оценивая вышесказанное, мы полагаем, что основными направлениями финансовой и бюджетной политики Ставропольского края на перспективу должны стать, следующие: 1. Переход к среднесрочному бюджетному планированию. Необходимость развития бюджетного планирования на среднесрочный период связана с реформированием финансовых основ федеративных отношений и местного самоуправления в Российской Федерации, в результате которого созданы предпосылки для перехода к среднесрочному бюджетному планированию. 2. Применение при формировании краевого бюджета методов бюджетирования, ориентированных на результат. Потребности в среднесрочном финансовом планировании тесно связаны с необходимостью иметь четко заявленные цели налогово-бюджетной политики на более продолжительный период времени. Удлинение горизонта бюджетного планирования и внедрение методов бюджетирования, ориентированных на результат, позволяют прогнозировать достижение поставленных целей по времени, а также потребность в ресурсах для достижения заданного результата. 3. Повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе. Применение методов бюджетирования, ориентированных на результат, и программно-целевых методов бюджетного планирования при определении объемов расходов краевого бюджета не могут обеспечить достижение максимально эффективного использования бюджетных средств без повышения качества финансового менеджмента в бюджетном секторе. 4. Обеспечение исполнения расходных обязательств. Учитывая необходимость предоставления населению Ставропольского края конституционных социальных гарантий, а также тот факт, что объем расходов краевого бюджета ограничен его доходными возможностями, бюджетная политика Ставропольского края в области расходов будет направлена, прежде всего, на исполнение в полном объеме публичных обязательств перед населением и предоставление бюджетных услуг. Реализация предложенных направлений приведет к росту финансового потенциала региона, которая является «ресурсной составляющей», что позволит увеличить совокупный региональный потенциал.
Литература:
1. Закон Ставропольского края от 23 декабря 2011 г_ N 94-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края О бюджете Ставропольского края на 2011 год» // СПС: Гарант 2. Распоряжение правительства СК № 291-рп «Основные направления бюджетной и налоговой политики Ставропольского края на 2011 год» // СПС: Консультант Плюс. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||