Каталог статей

Полищук Е.А., Колдина А.Ю.

К вопросу о кадровых проблемах в сфере туризма Украины

Туристическая отрасль в Украине давно столкнулась с кадровой проблемой. А по мере возникновения на рынке услуг новых объектов туристической инфраструктуры, данная проблема усугубилась ещё больше.

Несмотря на растущее количество ВУЗов, которые готовят кадры в этой сфере, хорошего специалиста найти по-прежнему непросто.

По данным официальной статистики в туристической отрасли Украины в целом занято около 10% населения. Иными словами, прямо или косвенно в ней задействовано около 4,5 миллионов человек. В 7 тысячах туристических компаний (туроператоры, турагенты) Украины работает около 50 тысяч людей [1].

Очевидно, что увеличение субъектов туристического рынка требует профессиональных кадров, соответствующих требованиям настоящего времени. Еще несколько лет назад большинство туристических фирм не делали из подбора персонала глобальной проблемы, наличие гуманитарного образования и коммуникабельность давали неплохие шансы тем, кто шел в этот бизнес. Сегодня же жесткая конкуренция между такими компаниями не позволяет брать людей «с улицы». Однако, несмотря на то, что количество учебных заведений, готовящих специалистов в туристической сфере, превышает сотню, работодателю, прежде чем отыскать грамотного специалиста, приходится отказать в работе большинству претендентов.

В настоящее время учебные заведения, готовящие кадры для туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса, есть практически в каждой области нашего государства. Правда, государственный кадровый заказ на туризм распространяется слабо, т.к. данная сфера остается в большей степени частным бизнесом. Опыт работы – одно из обязательных условий для работодателя. Студенты, располагая лишь теоретическими знаниями, не умеют обращаться с системами бронирования, не обладают коммерческими навыками, не знакомы с формами различных бланков, используемыми в туризме, плохо ориентируются в профессиональной терминологии. В свою очередь туристы становятся все более избирательными и требовательными. Уровень их представлений о сервисе, требованиях к отдыху, знание иностранных языков порой значительно выше, чем у выпускников ВУЗов.

По мнению специалистов турбизнеса, в программы обучения необходимо добавить больше специализированных предметов, а для преподавания приглашать практиков. Кроме этого в быстро развивающейся туристической отрасли профессорско-преподавательский состав также должен «держать руку на пульсе», знать обо всех тонкостях, тенденциях, новшествах и т.д.

На последних курсах студентам можно предложить выбирать те или иные туристические направления в качестве профильных. В дополнение к этому, учащимся не мешало бы проходить практику после каждого года обучения. При этом график учебной практики должен быть составлен таким образом, чтобы студент не приходил бы в туристическую фирму в самый разгар сезона – тогда менеджеры могли бы уделять практиканту гораздо больше внимания.

Одним словом, будущий специалист должен получать максимально реальное представление о туристическом бизнесе и тонкостях профессии.

У малых отелей и других инфраструктурных объектов Украины проблемы совсем иные, особенно у тех, которые расположены в сельской местности. Владельцы таких объектов размещения вынуждены нанимать местных жителей, культурный уровень которых далеко не всегда «дотягивает» до понимания того факта, что работа в гостинице, пансионате, кафе и других  подобных объектах это их основная профессия, которой присущи определенные черты. Например, уважительное отношение к клиенту и способность удовлетворять его запросы, даже непривычные с точки зрения мировоззрения сельского жителя. Многие же сотрудники таких объектов до сих пор считают, что, обслуживая туриста, они делают ему одолжение. Из-за этого от туристов не стихает поток жалоб на качество обслуживания в таких заведениях, а владельцы применяют самые разные методы «воспитания» и стимулирования своих сотрудников [2].

Для решения кадровой проблемы необходим, в первую очередь, в Украине нужен системный государственный подход. Государство должно четко знать, сколько ему нужно специалистов, чтобы удовлетворить запросы данной отрасли. Причем эта цифра должна учитывать не только текущую, но и перспективную потребность в специалистах.

Необходима четкая классификация должностей и профессий отрасли, утверждение квалификационных требований, наличие качественно новых образовательных стандартов для высшего и среднего профессионального образования.

Литература:

1. Державний комітет статистики України: офіційний сайт [Електронний ресурс]. – Режим доступу: [сылка более недоступна}

2. Есть ли спрос на персонал туристической отрасли? [Электронный ресурс]. – Режим доступа к файлу: [сылка более недоступна}