Каталог статей

Баймуханбетов А.Б., Сарсенкулова А.С.

Бухучет в экономическом вузе (заочная форма обучение)

      В настоящее время система заочного обучения является важным источником получения высшего образования, которое всегда остается единственным надежным фундаментом для карьерного роста личности. Востребованность заочной формы обучения существенно возрастает в связи с мотивацией молодежи на более раннее включение в трудовую деятельность. Организации, предъявляя повышенные требования к выпускникам вузов при приеме на работу, обращают внимание не только на знания теории и существующей практики в определенной сфере деятельности, но и умение успешно применять новые технологии, что требует качественно нового уровня образования. Преподавание в заочном экономическом вузе имеет свою специфику и состоит в небольшом объеме учебного времени, отводимого на изучение каждой дисциплины и занятиях, проводимых в вечернее время или выходные дни. Необходимо учитывать эти особенности, внедряя учебные занятия и методические приемы, позволяющие за короткое время максимально активизировать мыслительную деятельность обучающихся. Первостепенное значение для повышения уровня эффективности системы заочного обучения имеет системный подход к организации учебно-познавательной деятельности обучающихся в заочном вузе. Организация учебно-познавательной деятельности предполагает обеспечение условий, необходимых для подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих одновременно обширным общеобразовательным кругозором. Реализации этой задачи способствует заочная форма обучения, позволяющая студентам формировать свой интеллектуальный уровень параллельно с практическим овладением профессиональными навыками. Стать профессиональным бухгалтером невозможно путем получения лишь теоретических знаний, какими бы глубокими они ни были. В учебной аудитории можно познакомить студента с основами теории бухгалтерского учета, ведения финансовой отчетности и т.д., но невозможно освоить всю специфику финансово-экономической деятельности организации в отрыве от них. Выпускники курса «Бухгалтерский учет и аудит» должны обладать объемом теоретических знаний и практических навыков, необходимых и достаточных для успешного трудоустройства и работы бухгалтером в организациях любых отраслей и форм собственности. В рамках курса «Бухгалтерский учет» они получают знания по бухгалтерскому учету с «азов» – планы счетов, законодательные акты, регулирующие бухгалтерский учет и аудит в Республике Казахстан, основные документы и прочее, без чего грамотное освоение профессии просто невозможно, до расчета финансовых результатов деятельности организации и составления баланса. В основе любой образовательной технологии, любого подхода к преподаванию той или иной учебной дисциплины лежит определенная цель. Вслед за выделением педагогической цели определяются методы и средства, а также само содержание обучения. В современной теории педагогики выделяются следующие основные целевые ориентации педагогического процесса:

· формирование знаний, умений и навыков;

· формирование способов умственных действий;

· формирование эстетических и нравственных отношений;

· формирование действенно-практической сферы и развитие творческих способностей;

· формирование самоуправляемых механизмов личности.

      Необходимость каждой из этих целей признается, как правило, любой педагогической технологией и, соответственно, должна в той или иной степени учитываться в каждой учебной дисциплине. Цели, сформулированные лаконично и конкретно, определяют направленность педагогического процесса, и только в этом случае можно будет оценить эффективность обучения относительно поставленного перед ним комплекса целей. Цели обучения реализуются через обучающие, развивающие и воспитывающие задачи. Обучающие задачи педагогического процесса заключаются в формировании полных, научных, действенных знаний, действенность которым придают умения и навыки:

· формировать представление, понятие, умение;

· обобщать, систематизировать; закреплять, совершенствовать навык и др.

       Развивающие задачи заключаются в формировании, совершенствовании интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфер личности:

  • развивать креативность мышления (решение нетипичных задач, или задач, в которых стандартные способы решения противоречат правильному решению в данной ситуации)
  • формировать умения выделять главное и второстепенное
  • умение устанавливать контакт
  • развивать наблюдательность к деталям.

       Воспитывающие задачи заключаются в формировании этических понятий, мировоззрения, норм поведения, например, при изучении дисциплины «Бухгалтерский учет и аудит» формировать интерес к деятельности бухгалтера, развивать уверенность в себе, формировать уважение к мнению своих коллег, формировать потребность в самосовершенствовании.                        В зависимости от того, какая задача является ведущей, педагогический процесс меняет свою направленность, например, если преобладает воспитывающая задача, то такой процесс можно назвать воспитательным, если преобладает обучающая задача, – учебным. Сущность педагогического процесса заключается в том, что это целенаправленный, двухсторонний процесс между преподавателем и студентом, основанный на деятельности и общении, в котором происходит обучение, развитие и воспитание. Его качество зависит не только от профессиональной подготовки преподавателя, но и от готовности студента воспринимать учебный материал. Эта готовность может определяться практическим интересом студента, связанным с его будущей специальностью. Педагогический процесс имеет несколько этапов:

· подготовительный, который включает в себя диагностику и прогноз;

· основной этап, на котором происходит изложение содержания, обратная связь, контроль;

· заключительный этап, на котором анализируются полученные результаты.

      Эффективность педагогического процесса определяется тем, насколько целевой этап соответствует результативному этапу. Следовательно, качество обучения по дисциплине «Бухгалтерский учет и аудит» повысится, если преподаватели будут профессионально ставить цель, обучающие, воспитывающие и развивающие задачи курса, темы, занятия. Для эффективного достижения поставленных цели и задач необходимо соблюдать определенные принципы к организации педагогического процесса, т. е. основные положения, отражающие закономерности процесса обучения и определяющие правила обучения. Рассмотрим эти принципы. Принцип научности – заключается в отражении современного состояния наук, заложен в программах и учебниках. При соблюдении этого принципа не должно быть искажений научных знаний, необходимо включать последние изменения в законодательстве, а также знакомить студентов с научными методами познания. Принцип систематичности и последовательности – заключается в организации занятия и изложении материала в определенном порядке. При соблюдении этого принципа должно быть: соответствие обучения программе, логика изложения учебного материала, последовательность действий преподавателя. Принцип наглядности – заключается в обеспечении максимального восприятия учебного материала на основе включения всех анализаторов обучающихся. При соблюдении этого принципа должны соблюдаться следующие требования: наглядность должна предъявляться и убираться во время; необходимо правильно стоять у доски; при показе использовать указку; убирать лишние записи с доски; использовать схемы, таблицы, информационные технологии. Принцип доступности – заключается в учете психологических и возрастных особенностей обучающихся. При соблюдении этого принципа важно: учитывать особенности, которые накладывает профессиональная деятельность на обучающихся (бухгалтеры ориентированы – на четко структурированное изложение материала) и опираться на их личный опыт. Принцип прочности – заключается в запоминании, воспроизведении и практическом применении. Здесь можно отметить следующее: четкие установки на длительность и точность запоминания, формирование умения, где и как можно найти нужную информацию. Принцип сознательности и активности – заключается в формировании познавательного интереса. В начале проведения занятий необходимо сообщать план работы. В процессе занятий создавать проблемные ситуации, проводить дискуссии и поощрять интеллектуальную инициативу студентов. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения – заключается в том, что: обучая, мы воспитываем и развиваем, воспитывая – обучаем и развиваем. Без обучения и воспитания нет развития. Следовательно, при соблюдении этого принципа необходимо ставить воспитывающие и развивающие задачи, максимально использовать содержание материала в этих целях, использовать возникающие ситуации для развития и воспитания. А также необходим личный пример преподавателя. Принцип связи теории с практикой – заключается в формировании действенных знаний, т.е. формирование умений и навыков, использование примеров из практической деятельности в области бухгалтерского учета, показ области применения полученных знаний. Рассматривая методику преподавания бухгалтерского учета, построения учебной программы и комплектации материалов по предмету «Бухгалтерский учет», необходимо учитывать специфику аудитории и принимать во внимание уже существующий практический опыт студентов. Это вызвано тем, что многие студенты, выбравшие заочную форму обучения, уже работают бухгалтерами коммерческих организаций и цель их обучения – теоретически систематизировать накопленный практический опыт, расширить сферу знаний, узнать новые направления в изучаемой дисциплине, т.е. получить необходимую информацию для их последующей работы. Преподавание дисциплины «Бухгалтерский учет и аудит» строится исходя из требуемого уровня базовой подготовки экономистов в области бухгалтерского учета и аудита. Основной задачей изучения дисциплины «Бухгалтерский учет и аудит» является реализация требований, установленных в Государственном стандарте высшего профессионального образования к подготовке специалистов по бухгалтерскому учету и аудиту. Так как свое непосредственное, практическое выражение педагогические цели находят при разработке учебных программ и преподавании конкретных учебных дисциплин, рассмотрим педагогические цели, исходя из которых, должна на наш взгляд, строиться программа обучения по дисциплине «Бухгалтерский учет». Первая цель – формирование знаний, умений и навыков. В традиционном подходе к обучению отдается приоритет передаче студентам максимального объема знаний, умений и навыков. Предполагается, что это должно привести к развитию личности и формированию базы для саморазвития. Преподавательская и учебная деятельность осуществляются в процессе общения, которое должно стимулировать познавательную деятельность, в процессе которой обучающиеся приобретают знания, умения и навыки. Но, отметим, что преподаватель передает не знания, а учебную информацию. Так как знания – это усвоенная учебно-познавательная информация; умения – освоенные способы выполнения действия; навык – автоматизированное умение. На наш взгляд, при изучении бухгалтерского учета необходимо, чтобы у студента сформировались представления о бухгалтерском учете как деятельности, о целях бухгалтерского учета, конкретном выражении результатов бухгалтерской деятельности и об общих теоретических и методических подходах к организации и ведению бухгалтерского учета. Одним из важных аспектов знаний при этом является: получение студентами представления о бухгалтере как профессии. Целью педагога являются: раскрытие действительной ситуации на рынке бухгалтерских услуг и рынке труда бухгалтеров, объяснение характеристик и особенностей бухгалтерского учета как профессии. Эта информация имеет значение для самоопределения студента: изучение бухгалтерского учета или выбор иных направлений дальнейшего обучения. В качестве методического решения этого вопроса можно предложить использование проблемных и игровых методов обучения. При этом необходимо выделить навык, обязательный для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности студентов и имеющий определяющее значение – навык самостоятельной работы и, в первую очередь, самостоятельной работы с законодательством. Овладение этим навыком для обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет и аудит» обязательно, так как он повышает потенциал и ценность обучающихся по другим экономическим специальностям: все они неизбежно будут встречаться с необходимостью самостоятельного анализа той или иной отрасли законодательства. Этот навык является предпосылкой для формирования культуры самостоятельной работы и самостоятельного обучения и, в определенной степени, правовой культуры личности. Таким образом, согласно первой цели педагогического процесса – формирование знаний, умений и навыков, в результате изучения дисциплины «Бухгалтерский учет и аудит» студенты должны знать:

  • основные принципы бухгалтерского учета и базовые общепринятые правила ведения бухгалтерского учета активов, обязательств и собственного капитала в организациях;
  • систему сбора, обработки и подготовки информации финансового характера;
  • проблемы, решаемые бухгалтерами в процессе формирования информации для характеристики состояния и изменения основного и оборотного капитала, собственных и заемных источников финансирования активов организации, движения финансовых потоков за отчетный год и формирования доходов и расходов.

      Умение студентов должно проявиться в использовании ими системы знаний о принципах бухгалтерского учета для управления бизнесом, решении вопросов оценки, учетной регистрации и накоплении информации финансового характера с целью последующей ее оценки и анализа.

Студенты также должны иметь представление о том:

  • как и для каких целей используется учетная информация в процессе принятия управленческих решений;
  • о содержании бухгалтерской информации и возможности ее использования пользователями;
  • об основных концепциях бухгалтерской отчетности.

      Следующая педагогическая цель: формирование эстетических и нравственных аспектов личности студентов. Специфика этой цели отражается в методах ее достижения. Достижению этой цели может способствовать личный пример педагога, который может попытаться воспитать в обучающихся уважение прав и свобод других индивидуумов, привить им правовой способ решения конфликтов и правовую активность. Необходимо отметить, что уровень влияния определяется профессиональными качествами педагога, характеристиками его личностного развития и педагогическим талантом. При соблюдении этих условий студент стремиться походить на учителя и в перспективе может превзойти его. Рассматриваемая цель – формирование эстетических и нравственных аспектов личности учащихся – в большей степени характерна для начальных этапов образования, и в высшей школе ее достижение объективно затруднено. Следующая из педагогических целей – развитие творческих способностей студентов или способностей к нестандартному мышлению достигается не содержанием учебного процесса, а его методами (эвристические и проблемные методы обучения). Но, такое развитие осуществляется в течение очень длительного срока и не только в системе образования. Основными препятствиями для развития творческого мышления являются страх и закомплексованность. Первое препятствие решается дидактическими средствами в процессе педагогического общения. Результат второго зависит от успешности достижения еще одной педагогической цели – формирования эффективных способов умственных действий студентов, которая может быть решена за счет увеличения самостоятельности студентов при разрешении проблемных ситуаций, что не только влияет на эффективность усвоения знания, но и формирует активную познавательную деятельность. Обучение должно быть динамичным, давать не столько знания, сколько способы самостоятельного получения, осмысления и освоения знаний. Необходимо обеспечить студенту базу для устойчивого активного сознательного овладения профессиональным опытом. Отсюда следует необходимость и еще одной педагогической цели – формирование самоуправляемых механизмов личности, т. е. создание предпосылки для сознательного профессионального и интеллектуального роста обучающихся. Средства для этого в преподавании бухгалтерского учета следующие: воспитание самостоятельности и инициативности дидактическими методами и формирование внутренней мотивации студентов.  У большинства студентов способности к самостоятельному мышлению имеются (большой потенциал логического, теоретического, критического мышления), но, по всей видимости, система обучения, все еще носящая в своей основе традиционный характер, не только не дает ему раскрыться, но, возможно, и подавляет его. Поэтому, основной педагогической задачей в высшей школе на современном этапе следует считать преодоление умственной закомплексованности, развитие самостоятельного, свободного, активного мышления студентов.

       В условиях стремительной компьютеризации неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущих специалистов в области бухгалтерского учета являются новые компьютерные технологии. Появление и развитие пакетов прикладных программ создают огромные возможности для их использования в бухгалтерском учете. Умение эффективно использовать новые информационные технологии при подготовке квалифицированных специалистов – одно из важнейших требований, предъявляемых к преподавателям современного вуза. Информационные технологии выполняют одновременно несколько функций: визуализируют учебный материал, экономят учебное время, обеспечивают доступность и прочность знаний, способствуют выработке умений и навыков, позволяют быстро и своевременно контролировать процесс обучения, делая тем самым выпускника вуза конкурентоспособным на рынке труда. Для современного бухгалтера уже недостаточно знаний теории и практики бухгалтерского учета. Сегодняшний день предъявляет качественно новые требования к образовательному уровню бухгалтера, а именно:

  • знание законодательной базы для принятия правильных решений;
  • владение автоматизированными бухгалтерскими системами для более эффективной работы;
  • владение элементами анализа для оценки финансового состояния своей организации.

       Важно знакомить студентов с компьютерными справочными системами «Консультант», «Гарант», «Кодекс». Каждая из этих систем включает в себя целые семейства информационных баз определенной направленности, в том числе и полную подборку нормативных документов по бухгалтерскому учету, консультации и разъяснения по практическому применению этих документов. Необходимо, чтобы студенты изучали наиболее распространенные на рынке программных продуктов автоматизированные бухгалтерские системы. Использование пакета прикладных программ «1С-Бухгалтерия» – удачный методический прием. К несомненным достоинствам указанного пакета можно отнести: простоту освоения и приемлемую мощность (средств пакета достаточно для большинства, практически встречающихся задач). Следовательно, при изучении бухгалтерского учета особую актуальность приобретает использование современных компьютерных технологий. В результате обучения студенты приобретают умения:

  • открывать аналитические счета к синтетическим;
  • формировать первичные кассовые документы и соответствующие им проводки;
  • формировать платежные документы, регистрировать выписки банка из расчетного счета с разноской сумм по счетам и занесением проводок в единую книгу хозяйственных операций;
  • заполнять карточки персонального учета, формировать и корректировать лицевые счета сотрудников;
  • составлять всевозможные ведомости, осуществлять расчет заработной платы и отчислений в фонды;
  • получать оборотные ведомости по счетам, синтетические и аналитические отчеты, кассовую книгу, баланс, отчет о финансовых результатах и другие формы отчетности.

      Таким образом, информационно-технические средства обучения являются неотъемлемой составной частью учебного процесса вуза, в особенности при заочной форме обучения и позволяют четко и оперативно решать задачи бухгалтерского и налогового учета. Обобщая изложенный материал, отметим, что преподавание дисциплины «Бухгалтерский учет и аудит» предусматривает формирование основных педагогических целей, которые определяют направленность педагогического процесса. В результате выполнения педагогических целей достигается конечная цель преподавания дисциплины «Бухгалтерский учет» – формирование у будущих специалистов твердых теоретических знаний и практических навыков: по организации бухгалтерского учета предпринимательской деятельности; подготовке и представлению финансовой информации различными пользователями для выработки, обоснования и принятия управленческих решений.

Литература:

1. Матвеев В.П., Вострикова В.В., Леонова С.Н., Филонова Е.С. Специфика организации учебного процесса в заочном вузе (из опыта подготовки специалистов экономического профиля). – Орел, 2008. – 304 с.

2. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика. – М., 2007. – 512 с.

3. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 2005.