Каталог статей |
Лытнева Н.А., Бондарева Е.М. Управленческий учет в информационной системе управления торговыми организациямиНа современном этапе в экономике любого государства торговые организации занимают важное место, реализуя функции посредников между производителями товарно-материальных ценностей и их потребителями. Стратегия развития торговых организаций, связанная с процессами реформирования торгового бизнеса в экономике, состоит в совершенствовании механизма управления и развитии новых направлений их перспективного развития.Управленческий учет торговых организаций через свои функции выступает в качестве основного информационного фундамента управления их деятельностью. Его назначением является производство информации для руководства всех уровней организации с целью принятия оперативных и прогнозных управленческих решений. Основной задачей каждой торговой организации является построение системы управленческого учета ориентированной на ее специфику, что служит средством достижения стабильных успехов в бизнесе. Управленческий учет - это детализированный учет направленный, прежде всего на решение внутренних задач самой организации. Использование информации управленческого учета руководителями всех подразделений и отделов помогает им оценить текущее состояние хозяйственной деятельности, что позволяет развивать бизнес не интуитивно, а в соответствии с поставленными целями. В области управленческого учета ведутся исследования как зарубежными, так и российскими учеными, которые имеют свои трактовки управленческого учета. Так, по мнению Кондратовой И.Г. управленческий учет «с одной стороны, это часть информационной системы предприятия, с другой – деятельность, целями которой являются обеспечение информацией руководства для принятия решений и планирования деятельности, помощь в оперативном управлении и контроле " [3]. Карпова Т.П. считает, что "сущность управленческого учета – интегрированная система учета затрат и доходов, нормирования, планирования, контроля и анализа, систематизирующая информацию для оперативных управленческих решений и координации проблем будущего развития предприятия" [2]. Николаева С.А., Шебек С.В. дают следующее определение: "управленческий учет – это система сбора, обработки и предоставления информации высшему менеджменту для принятия последним различных управленческих решений" [4]. Задачей руководителя любой организации является необходимость правильно использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы. В связи с этим необходима информация о наличии таких ресурсов. Следовательно, у каждой организации должна быть построена своя система управленческого учета исходя из целей и видения перспектив развития. Длительное время удержаться на рынке способны только те торговые организации, у которых затраты и результаты деятельности будут полностью определяться степенью эффективности управления, объемом и качеством работы каждого подразделения и каждого сотрудника. Управленческий учет направлен в первую очередь на анализ и планирование, ориентирован на достижение стратегических и тактических целей предприятия. Сбор информации в системе управленческого учета предусматривает обработку данных по конкурентам, покупателям, качеству продукции, информацию об эффективности организационной структуры компании, методах стимулирования и т.д. Система управленческого учета, таким образом, должна охватывать все службы организации и весь спектр данных о его деятельности. Важнейшим фактором при создании системы управленческого учета является экономическая эффективность. Основным критерием ее оценки является прибыль, которая в современных условиях хозяйствования стала главным, обобщающим и оценочным показателем деятельности коммерческой организации. Поиск резервов наращивания прибыли и повышения рентабельности возможен только на основе глубокого, всестороннего анализа и экономического обоснования ее слагаемых: издержек обращения и доходов от продаж. Эти категории являются основными объектами управленческого учета в торговле. Учет расходов от продаж по их видам должен показать, какие группы издержек возникли в организации в процессе приобретения товаров в отчетном периоде и как они были возмещены в процессе их реализации. Любая торговая организация, стремящаяся максимизировать свою прибыль, должна так организовать свою коммерческую деятельность, чтобы затраты на единицу реализуемого товара были минимальны. Следовательно, принимаемые решения должны ориентироваться на задачу минимизации затрат, и соответственно максимизации прибыли. Возникает необходимость в поиске способов расширения объемов продаж, совершенствования маркетинговой, ассортиментной, ценовой политики, а также снижения налоговых рисков и увеличения доходов. Но возможности этого направления повышения прибыли нередко весьма ограниченны. В результате, приоритетным направлением в деятельности организаций является организация эффективного управления затратами в целях их оптимизации. Исходя из специфики торговых организаций, учет затрат наиболее оптимально разделить по следующим бизнес-процессам: расходы, связанные с процессом закупки товарных запасов; расходы в процессе хранения; расходы в процессе продажи; расходы организационно-управленческого процесса. В системе управленческого учета формируется информация о расходах, доходах и результатах деятельности в необходимых для целей управления аналитических разрезах. При этом руководство предприятия самостоятельно решает, в каких разрезах классифицировать объекты управления и как осуществлять их учет. Для выявления возможностей стратегического управления затратами необходимо выделить основные группы затрат характерных для каждого бизнес-процесса с учетом специфических особенностей организаций торговли, обеспечивающих продвижение товаров от производителей до потребителей, т.е. приобретение товаров, их хранение и реализацию. В связи с тем, что, любой торговой организации прежде всего необходимо сформировать запасы товаров, возникают затраты на оплату стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, поставщикам, выплату процентов в связи с привлечением заемных средств, доставку товаров в места хранения. В процессе хранения неизбежны расходы на аренду, содержание зданий, сооружений, помещений, приобретение оборудования, инвентаря, спецодежды, амортизацию основных средств, топливо, газ, электроэнергию, водоснабжение. Среди расходов, связанных с продажей товаров наиболее типичными являются расходы на рекламу, упаковку товаров, содержание торговых залов, доставку до потребителей, потери товаров в связи с утратой ими товарного вида, истечения срока годности, пересортицей, хищением. К организационно-управленческим расходам можно отнести расходы на оплату труда руководства закупочно-складского аппарата организации, расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых закупкой приобретаемых товаров, приемкой, хранением, отпуском, доставкой, сопровождением, охраной, отчисления на социальные нужды указанных работников. В торговых организациях необходимо осуществлять учет затрат таким образом, чтобы обеспечить их аналитическую детализацию одновременно как по статьям затрат, так и по центрам ответственности с выделением соответствующей группы счетов управленческого учета. Система учета затрат по центрам ответственности обеспечивает оценку и контроль результатов деятельности в разрезе центров ответственности. Это позволяет оценить вклад каждого центра в формирование прибыли всей организации и проконтролировать отклонения по каждому выделенному центру ответственности, а все это, в конечном счете, повышает эффективность деятельности организации. На основании полученных данных формируется управленческая отчетность, которая необходима руководителям различных уровней предприятия для выявления сильных и слабых составляющих бизнеса, являясь основой для выработки оптимальных управленческих решений. Распределение затрат на продажу в общем случае необходимо осуществлять по каждому виду товаров. Применение современных компьютерных технологий в данном случае становится неотъемлемой частью создания и эффективного функционирования системы управления затратами. Торговым организациям при их большом ассортименте, большом числе покупателей и поставщиков и т.д. практически невозможно построить управленческий учет без применения компьютерной техники. В настоящее время предлагается широкий выбор современных специальных компьютерных программ, позволяющих оперативно вводить в память компьютера данные о движении товаров и денежных средств, позволяют комплексно подойти к автоматизации управленческого учета. Различные уровни аналитики, в сочетании с многоуровневыми справочниками позволяют получать управленческие отчеты практически по любым аналитическим срезам. Большинство разработанных программных продуктов являются комплексными прикладным решениями, охватывающим все сферы управления предприятием. Они построены по модульному принципу, что дает возможность выбора и внедрения лишь тех подсистем, которые действительно необходимы для эффективного управления. Все подсистемы находятся в тесной взаимосвязи. К таким подсистемам относятся: управление продажами; управление закупками; управление запасами; управление затратами; управление складом; управление персоналом; управление финансами; планирование и бюджетирование; управление взаимоотношениями с клиентами и поставщиками. Систему автоматизации управленческого учета надо подбирать в зависимости от масштабов бизнеса, вида и специфики деятельности предприятия. Итак, для управления торговой организацией необходимо своевременно получать информацию для принятия управленческих решений. Действующая система управленческого учета, разработанная с учетом специфики работы, масштаба бизнеса предоставляет руководителям организации, а также руководителям ее структурных подразделений плановую, фактическую, прогнозную информацию о деятельности организации, о состоянии внешней конкурентной среды, с целью обеспечения возможности принятия обоснованных управленческих решений для получения максимальной прибыли при финансовой стабильности.
Литература:
1. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. для вузов. - М.: Финстатинформ, 2007. - 533с. 2. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2002. - 350с. 3. Кондратова И.Г. Основы управленческого учета: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 160с. 4. Николаева С.А., Шебек С.В. Корпоративные стандарты: от концепции до инструкции, практика разработки. – М.: Книжный мир, 2002. – 333 с. 5. Управленческий учет: Учеб. пос. по экон. спец./ Под ред. А.Д. Шеремета. - М.: ФБК ПРЕСС, 2000.-512с.
|