Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Крутова И. Смирнова О. Анализ финансирования образовательной системы финно-угорского региона на примере Республики МордовияВ настоящее время Республика Мордовия занимает 13 место из 14 среди регионов Приволжского Федерального Округа по объему финансирования образования из консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. Лидером в этом рейтинге является Республика Татарстан, замыкает список Республика Марий Эл (рис. 1).
Рисунок 1 – Финансирование образования в регионах ПФО в 2011 г., млрд. руб. Основным источником финансирования расходов на образование служат федеральный, региональные и муниципальные бюджеты. Незначительную роль играют внебюджетные средства. Учреждения заинтересованы в расширении внебюджетного финансирования, т. к. значительная часть таких средств направляется на повышение мотивации труда персонала учреждений и улучшение условий труда [4, c. 25]. За исследуемый период наблюдается увеличение финансирования образования из консолидированного бюджета Республики Мордовия на 128,7 %. В 2011 г. такие расходы составили 6,4 млрд. рублей. Значительный вклад в этот результат внесли бюджеты муниципальных районов, где расходы на образование выросли в 4,3 раза (табл. 1).
Таблица 1 – Финансирование образования в разрезе уровней бюджетной системы Республики Мордовия в 2009 – 2011 годах, млн. руб.
Основными направлениями бюджетных расходов на образование в российских регионах являются расходы на общее и дошкольное образование [1, c. 119; 2, c. 118], 3,6 и 1,2 млрд. рублей в 2011 году в Республике Мордовия. Высшее образование в республике финансируется из федерального бюджета и не является объектом анализа. Финансирование дошкольного образования за исследуемый период выросло на 58 %, среднего профессионального – на 80 %, молодежной политики – в 2,8 раза. В то же время на 27 % сократилось финансирование начального профессионального образования в результате реструктуризации сети бюджетных учреждений и сокращения численности учащихся на 1,3 тыс. человек [3, c. 153] (табл. 2).
Таблица 2 – Бюджетное финансирование по видам образования в Республики Мордовия в 2009 – 2011 годах, млн. руб.
Расходы учреждений дошкольного образования за исследуемый период выросли на 47 %, существенный вклад в этот результат внесли инвестиционные расходы (строительство трех новых детских садов и покупка оборудования), которые возросли в 7,5 раза, на 58 % выросли расходы на оплату работ и услуг (коммунальных услуг, услуг связи и др.). В то же время наблюдалось уменьшение фонда заработной платы на 7 %, уменьшение закупок материальных запасов (продуктов питания, мягкого инвентаря, топливно-смазочных материалов, канцелярских товаров) - на 10,2 %, налоговых и прочих выплат (государственных сборов и пошлин) - на 62,9 % (табл. 3).
Таблица 3 – Основные экономические показатели финансирования дошкольного образования в 2009 – 2011 годах, млн. руб.
Расходы учреждений общего образования за исследуемый период не претерпели значительных изменений, их рост составил 15 %, что практически соответствует официальному индексу потребительских цен за тот же период. Более того, финансирование большинства текущих расходов в общеобразовательных учреждениях осталось на прежнем уровне либо наблюдается его слабо отрицательная динамика, в основном за счет снижения численности сельских школ. Фонд оплаты труда в средних школах республики уменьшился на 0,8 %, расходы на закупку работ, услуг – на 7,1 %, сократилась закупка канцелярских товаров, продуктов питания, наглядных пособий – на 2 %. Прочие расходов уменьшились на 61,5 % (табл. 4).
Таблица 4 – Основные экономические показатели финансирования общего образования в 2009 – 2011 годах, млн. руб.
Текущие расходы учреждений начального профессионального образования за исследуемый период уменьшились на 17,2 %, в основном за счет уменьшения численности учреждений на две единицы и численности учащихся на 1,3 тыс. человек составили в 2011 году 163,8 млн. рублей. Фонд оплаты труда уменьшился на 11,7 %, прочие расходы – более чем в два раза, расходы на закупку материальных запасов уменьшились на 14 %. Инвестиционные расходы в таких учреждениях не носят системного характера, их планирование и реализация осуществляется на основе индивидуальной сметы по мере возникновения необходимости, поэтому динамика таких расходов за исследуемый период является существенно отрицательной (табл. 5).
Таблица 5 – Основные экономические показатели финансирования начального профессионального образования в 2009 – 2011 годах, млн. руб.
Текущие расходы учреждений среднего профессионального образования за исследуемый период увеличились на 73 % в связи с увеличением численности средних специальных учебных заведений на две единицы с 29 до 31 учреждения. Рост текущих расходов наблюдается, в основном за счет увеличения фонда оплаты труда, в 2011 году такие расходы составили 311,0 млн. рублей. Фонд оплаты труда увеличился на 70 %, расходы на коммунальные услуги, услуги связи, услуги по содержанию имущества – в 2,6 раза, налоговые платежи и государственные пошлины – на 20 %, материальных запасов – в 2 раза. Инвестиционные расходы выросли в 7,2 раза, (табл. 6).
Таблица 6 – Основные экономические показатели финансирования среднего профессионального образования в 2009-2011 годах, млн. руб.
Текущие расходы учреждений профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации за исследуемый период не претерпели значительных изменений, их рост составил 7,4 %, что меньше индекса потребительских цен за тот же период. Финансирование большинства текущих расходов в таких учреждениях осталось на прежнем уровне либо наблюдается его слабо отрицательная динамика. Инвестиционные расходы в таких учреждениях не носят системного характера, их планирование и реализация осуществляется на основе индивидуальной сметы по мере возникновения необходимости, поэтому динамика таких расходов за исследуемый период является существенно положительной (табл. 7).
Таблица 7 – Основные экономические показатели финансирования профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, млн. руб.
Значительно возросли за исследуемый период показатели финансирования молодежной политики и оздоровления детей – в 2,7 раза и других вопросов в области образования – на 80 %. Таким образом, финансирование образования в Республике Мордовия осуществляется по уровням бюджетной системы, видам образования и экономической характеристике расходов на уровне образовательного учреждения и зависит от трех факторов – изменения числа учреждений, изменения численности учащихся и размера инвестиционного бюджета региона.
Литература:
1. Абанкина И. В. Деньги в обмен на обязательства: финансирование школьного образования в условиях бюджетной реформы / И. Абанкина //Народное образование. – 2010. - №10. – С. 117-120. 2. Кушеева О. Н. Комбинированный метод финансирования учреждений общего образования региона / О. Кушеева // Вестник Восточно-Сибирского государственного технологического университета. 2011. № 1. С. 117-119. 3. Мордовия : стат. ежегодник. – Саранск: Мордовиястат, 2011. – 444 с. - С. 153 4. Соколова Е. Ю. Проблемы перехода финансирования общего образования на внебюджетные источники / О. Гришанова, Е. Соколова // Наука и экономика. - 2011. - № 2. - С. 23-28.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||