Восемь принципов менеджмента качества (TQM)
Основные принципы включают в себя: - постоянное улучшение. Постоянное улучшение деятельности в целом следует рассматривать как
неизменную цель любой организации;
- лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации;
- вовлечение
работников. Работники всех уровней составляют основу организации. Вовлечение работников дает возможность организации с выгодой использовать их способности,
улучшать качество выпускаемого продукта;
- подход к системе как к процессу. Запланированный результат достигается эффективнее, когда деятельностью и
соответствующими ресурсами управляют как единым процессом;
- ориентация на потребителя. Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать
их текущие и будущие потребности, выполнять их требования;
- системный подход к управлению. Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как
системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей;
- принятие решений, основанных на фактах;
- взаимовыгодные
отношения с поставщиками. Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.
Эти
восемь принципов менеджмента качества положены в основу стандартов системы управления качеством, входящих в серию ИСО 9000. Влияние производства выходит за
рамки изучения потребностей и строгого соблюдения стандартов на производимую продукцию. Когда политика руководства включает перечисленные принципы TQM, фирма
способна эффективно функционировать в конкурентной среде. При стабильной работе предприятия, когда каждый из сотрудников, во-первых, представляет себе цели
организации, во-вторых, понимает, что эти цели реалистичны и измеримы, усиливается и влияние всех заинтересованных сторон на фирму, так как от успехов фирмы
зависит и их благополучие. Для усиления заинтересованности в деятельности предприятия всех сторон, указанных в принципах TQM, его руководству следует
придерживаться следующих подходов к управлению: - политика, выработанная высшим руководством, должна быть стабильной хотя бы на ближайший
период;
- политика организации должна быть доведена до каждого из сотрудников;
- задачи, стоящие перед фирмой, следует формулировать доступным и простым
языком.
Выбранная той или иной организацией система управления во многом зависит от целей и задач, намеченных руководством, а также от номенклатуры
выпускаемой продукции и конкретного практического опыта. Таким образом, чтобы потребитель получал качественную продукцию, необходима система управления,
позволяющая учитывать интересы всех заинтересованных лиц. Такой подход делает менее конфликтным внедрение системы качества во всей интегрированной цепи
поставок. Внедрение предложенной системы может позволить руководителю производства: - управлять производством оперативно, при этом минимизируя
риски;
- избегать необоснованных потерь и минимизировать издержки производства;
- получать оперативную информацию в реальном масштабе времени;
- гибко
управлять процессами.
Левкина Е.В. Управление качеством
|