Основы бизнеса (Мишина Л.А.)

Предпринимательский риск: понятие, виды, факторы риска

Предпринимательский риск представляет собой экономическую категорию, количественно и качественно определяемую в приблизительности исхода намеченной к проведению предпринимательской деятельности, отражающей степень неуспеха (или и успеха) работы предпринимателя (фирмы) сравнительно с заранее планируемыми результатами. Имеются следующие виды предпринимательского риска:

1. По возможности страхования:

  1. страхуемый;
  2. нестрахуемый.

2. По возможности диверсификации:

  1. систематический;
  2. специфический.

3. В зависимости от этапа решения проблем:

  1. в области принятия решения;
  2. в области реализации решения.

4. По природе возникновения:

  1. хозяйственный;
  2. связанный с личностью предпринимателя;
  3. связанный с недостатком информации.

5. По масштабам:

  1. локальный;
  2. глобальный.

6. По сфере возникновения:

  1. внешний;
  2. внутренний.

7. По длительности воздействия:

  1. кратковременный;
  2. долговременный.

8. По ожидаемым результатам:

  1. спекулятивный;
  2. обычный.

9. По степени допустимости:

  1. допустимый;
  2. критический;
  3. катастрофический.

Предпринимательские риски могут возникнуть при осуществлении деятельности в результате влияния многочисленных факторов.

Поскольку у риска есть основания объективные из-за неопределенности влияния среды, и субъективные, потому что решения принимает сам предприниматель, то успехи и неудачи предпринимательской фирмы нужно рассматривать как взаимодействие множества факторов, одни из которых можно назвать внешними по отношению к предпринимательской фирме, а другие – внутренними (принимаемыми внутри фирмы решениями). Внешние факторы – это те условия, которые предприниматель не в состоянии изменить, но обязан учитывать, потому что они влияют на состояние его дел. Внешние факторы взаимосвязаны: изменение одного из них может повлечь изменение других, и, следовательно, взаимосвязано их влияние на уровень риска. Внутренние факторы – это факторы прямого и косвенного воздействия. Факторы прямого воздействия непосредственно сказываются на результатах предпринимательской деятельности и уровне риска. Факторы косвенного воздействия не могут напрямую влиять на предпринимательскую деятельность и уровень риска, но способствуют его изменению.



Кушнир И.В. Основы бизнеса | Мишина Л.А. Основы бизнеса