Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экгардт Е.И. Совершенствование анализа влияния факторов на мировой рынок рекламыДля исследования рекламного рынка России и степени влияния различных факторов используем множественный корреляционно-регрессионный анализ. В качестве результативного признака Y принимается выручка (нетто) от рекламной деятельности (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) в Российской Федерации. В результате использования множественного корреляционно-регрессионного анализа определяется аналитическое выражение формы связи между результативным признаком Y и факторными признаками x1, x2, x3, …an. Таким образом, можно найти функцию:Ŷx = ƒ (x1,x2,…,an), (1) Где n – число факторных признаков. Во множественной регрессии применяется линейное уравнение, которое можно записать следующим образом: Yx = a0 + a1xi1 + a2xi2 + … + anxin + εi, (2) Где a0, a1, …, an – параметры модели (коэффициенты регрессии); εi – случайная величина (величина остатка). Коэффициенты регрессии показывают, на какую величину в среднем изменится результативный признак, если переменная увеличится на единицу измерения при фиксированном (постоянном) значении других факторов, входящих в уравнение регрессии. Для построения модели воспользуемся данными об объеме валового внутреннего продукта [4] и экспертными оценками объема рекламных рынков отдельных стран [5] (таб.1)
Таблица 1 - Глобальный уровень развития рекламного рынка (данные за 2007 год)
Для того чтобы доказать влияние уровня ВВП на объем рекламного рынка предлагается построить модель зависимости этих двух факторов, используя уравнение парной регрессии. Результаты проведенного анализа представлены в таблице 2. Таблица 2 – Результаты регрессионного анализа «ВВП – Рекламный рынок»
Модель зависимости объема рекламного рынка на душу населения от объема ВВП страны на душу населения имеет вид: Y(x) = 0,0138+0,00776x (3) Проверку значимости уравнения регрессии осуществим на основе F-критерия Фишера. Расчетное значение (Fрасч) равно 30,95091. Табличное значение F-критерия при доверительной вероятности 0,95 и числе степеней свободы γ1 = k = 3 и γ2 =n-k-1 = 44-1-1 =42 составляет 4. Поскольку Fрасч> Fтабл, уравнение регрессии следует признать адекватным. Множественный коэффициент корреляции R равный 0,66, свидетельствует о связи между объемом ВВП и объемом рекламного рынка. Множественный коэффициент детерминации R-квадрат, равный 0,43, показывает, что около 43% вариации зависимой переменной (объем рекламного рынка) учтено в модели и обусловлено влиянием фактора (объем ВВП) и на 57% - другими факторами, не включенными в модель. Расчетное значение критерия Стьюдента равно: ta = 5,563. Табличное значение критерия при уровне значимости α = 0,05 и числе степеней свободы γ = 42 равно 2,02.следовательно, выполняется неравенство: | ta|>tтабл. Таким образом, коэффициент регрессии значим. Параметр регрессии a1 = 0,00776 показывает, что повышение валового внутреннего продукта на 1 миллион долларов приводит к повышению объема рекламного рынка на 7,76 тысяч долларов. Таким образом, ставится задача опередить те факторы, которые наряду с ВВП оказывают влияние на объем рекламного рынка и которые позволят увеличить коэффициент детерминации, а, следовательно, и значимость модели. Представляется возможным обосновать зависимость между объемом рекламного рынка и двумя наиболее важными макроиндексами: 1. Индекс человеческого потенциала. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) разработан для сравнения стран и публикуется в ежегодных Докладах Программы развития ООН с 1990 г. В настоящее время главной формой богатства страны становится опережающий уровень интеллектуального и духовного развития населения, принимающий форму человеческого капитала и обеспечивающий инновационный процесс в каждой сфере человеческой деятельности. 2. Индекс конкурентоспособности Всемирный Экономический Форум проводит сравнительный анализ конкурентоспособности стран, начиная с 1979 года. В ежегодных Отчетах по глобальной конкурентоспособности исследуются факторы, которые позволяют национальным экономикам достигать устойчивого экономического роста и долгосрочного благополучия.
Таблица 3 – Сопоставление объема рекламного рынка с глобальными индексами
Результаты проведенного множественного корреляционно-регрессионного анализа представлены в таблице 4. Таблица 4 – Результаты множественного анализа «Рекламный рынок – Конкурентоспособность – Человеческий потенциал»
Таким образом, включение данных показателей в модель, позволило увеличить множественный коэффициент детерминации до 71%, что в свою очередь, увеличивает значимость регрессионной модели. Результаты проведенного анализа позволяют сгруппировать объекты исследования, для чего воспользуемся методом К средних. Этот метод кластеризации существенно отличается от иерархических агломеративных методов, таких как иерархическая классификация и двухвходовое объединение. В общем случае метод K средних строит ровно k различных кластеров, расположенных на возможно больших расстояниях друг от друга. Алгоритм метода заключается в том, что вычисления начинаются с k случайно выбранных наблюдений, которые становятся центрами групп, после чего объектный состав кластеров меняется с целью минимизации изменчивости внутри кластеров и максимизации изменчивости между кластерами. Каждое следующее наблюдение (K+1) относится к той группе, мера сходства с центром тяжести которого минимальна. После изменения состава кластера вычисляется новый центр тяжести, чаще всего как вектор средних по каждому параметру. В идеале должны получиться сильно различающиеся средние для большинства, если не для всех признаков, используемых в анализе. Значения F-статистики, полученные для каждого параметра, являются другим индикатором того, насколько хорошо проведена классификация. Результаты проведенного кластерного анализа представлены в таблице 5. Таблица 5 – Кластерный анализ мирового рекламного рынка
Данные таблицы 5 позволяют отнести рекламный рынок России к 4 кластеру, который имеет долю в общем объеме мирового рекламного рынка (исследуемых стран) не более 9%.
Список литературы: 1. Доклад Совета по национальной конкурентоспособности «Концепция – 2020». Российские регионы. Проекты развития. Москва, декабрь, 2008. 2. Доклад о развитии человека 2007/2008 (опубликовано для программы ООН (ПРООН)), издательство «Весь Мир»,2007 Доклад о развитии человеческого потенциала в РФ 2006/2007. Регионы России: цели, проблемы, достижения. 3. Эконометрика: учебное пособие в схемах и таблицах/Н.М. Гореева, Л.Н. Демидова, Л.М. Клизогуб, С.А. Орехов, Н.А. Сердюкова, С.Т. Швецова; под ред. Д-ра экон.наук, проф. С.А. Орехова. – М.: Эксмо, 2008. – 224с. 4. www.gks.ru 5. ZenithOptimedia | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||