Каталог статей

Сягайло А.А.

Анализ принципов инновационного менеджмента, рассчитанного на клиентов в перспективе

Развитие любой компании производится за счет определенных усилий владельцев и менеджеров, которые должны грамотно сочетать такие виды менеджмента, как стратегический, регулярный и инновационный [1]. Инновационный менеджмент является одним из самых творческих направлений в экономике. Для успешной деятельности предприятия необходимо постоянное совершенствование всех его составляющих. Направленность и результаты инновационной деятельности в компаниях бывают многообразными. Одним из таких направлений является деятельность творческих групп.

Для успешной деятельности творческих групп в компании должен существовать инновационный менеджмент, в основе которого может быть положен принцип ориентации на "непотребителя", принцип ориентации на будущих потребителей в дополнение к основополагающему принципу ориентации на потребителя, принятого в регулярном менеджменте. Инновационный менеджмент, построенный на принципах ориентации на будущих потребителей, должен предлагать им (будущим потребителям) нечто принципиально новое, чем просто имеющийся в компании перечень продуктов и услуг. Данный подход может быть положен в основу формирования инновационного менеджмента, не конфликтующего с регулярным и стратегическим менеджментом компании, а дополняющего их принципиальным образом [2]. Детальная схема взаимодействия инновационного, стратегического и регулярного менеджмента представлена на рис.1.

Рис.1. Концепция взаимодействия стратегического, регулярного и инновационного менеджмента [3]

Кроме принципа ориентации на будущих потребителей, существуют еще 7 принципов инновационного менеджмента, которые способны наладить отношения между творческими и инициативными сотрудниками в компании, различных компаний между собой, а также помочь привлечь инвесторов.

В табл.1. представлена сравнительная характеристика принципов инновационного менеджмента, ориентированного на будущих потребителей, и принципов регулярного менеджмента, основанного на подходах менеджмента качества.

Таблица 1

Сравнительная характеристика принципов инновационного менеджмента

Рассматриваемые принципы инновационного менеджмента, ориентированного на будущих потребителей

Существующие принципы регулярного менеджмента, огутіями на подходах менеджмента качества

• Ориентация на будущих потребителей

• Ориентация на потребителей

• Лидерство в инновациях

• Роль руководства

• Партнерские взаимоотношения с работниками

• Вовлечение работников

• Подход как к проекту

• Подход как к процессу

• Системный подход к менеджменту

• Системный подход к менеджменту

• Непрерывные инновации

• Постоянное улучшение

• Поиск нереализованных возможностей

• Принятие решений на основе фактов

• Стратегическое партнерство

• Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Источник: [3]

В табл.2 наведена более детальная характеристика каждого из принципов.

Таблица 2

Характеристика принципов инновационного менеджмента

Название принципа

Сущность принципа

Ориентация на будущих потребителей

Будущие доходы организации зависят от тенденции распределения располагаемого дохода будущих потребителей и усилий компании по включению продукции и услуг в сферу интересов будущих потребителей.

Лидерство в инновациях

Лидеры инновационной компании должны быть способны определить  предназначение компании, добиться реализации инновационных творческих планов развития компании.

Партнерские взаимоотношения с работниками

Всем работникам компании предоставляется право нестандартного мышления.Они становятся равноправными партнерами компании, и на основе этого партнерства они в максимальной степени раскрывают и реализуют собственные способности.

Подход как к проекту

Является наиболее приемлемым видом управления для достижения конечного результата инновационной деятельности, для обеспечения концентрации необходимых для этого ресурсов, для обеспечения эффективного достижения заданных результатов.

Системный подход к менеджменту

Создает основы формирования доверия будущих потребителей.

Непрерывные инновации

Будущие потребители еще не являются клиентами компании, поэтому они не интересуются непрерывными улучшениями продуктов, , которые в данный момент на них не направлены. Вместе с тем, они не когут оставаться безразличными к непрерывным инновациям, так как успешно реализованные проекты могут сделать их лояльными клиентами компании.

Поиск нереализованных возможностей

Инновационные компании являются активными "охотниками" за нереализованными возможностями. В то же время необходимо отметить, что достоверность прогнозов, предположений и других данных не следует отменять; чем достовернее предположения, тем точнее формируется продукт или услуга для будущих потребителей.

Стратегическое партнерство

Основой данного вида деятельности выступают альянсы, стратегические объединения, ассоциации, партнеры по стандартизации и сертификации и т.д.. Успешная совместная работа компаний из разнообразных сфер деятельности способствует продвижению новых продуктов, услуг на достойные места среди конкурентов.

Компания, выбравшая для себя путь инновационного развития, непременно задумывается о том, в каком направлении следует развиваться, каких будущих потребителей следует привлечь, где и как искать новые направления развития, позволяющие расширить бизнес, сделать его более привлекательным для всех заинтересованных сторон [4]. Здесь нельзя предложить однозначные решения, так как стратегия и тактика инноваций предусматривают движение в сторону того, чего еще не существует. Тем не менее, это не означает, что нельзя определить возможные направления, применяя известные методы изобретательства и способы интуитивного мышления, технологии планирования сценариев и другие подобные методы. Главное, чтобы сотрудники, осуществляющие планирование и реализацию инноваций, придерживались непоколебимого решения изменить жизнь людей [3].

Создание системы управления, ориентированной на будущих потребителей, возможно при применении предложенных принципов инновационного менеджмента. Будущие потребители обеспечивают:

· Рост мотивации сотрудников компании;

· Улучшение системы распределения ресурсов;

· Рост доходов компании и их развитие.

Литература:

1. В.А.Лапидус Проактивная компания. Методы менеджмента. Материалы тринадцатой ежегодной Международной конференции "От менеджмента качества к качеству менеджмента и бизнеса", 7-9 октября 2003г.

2. Инновационный менеджмент – ориентация на будущих потребителей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [сылка более недоступна}

3. Инновационный менеджмент – ориентация на будущих потребителей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [сылка более недоступна}

4. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [сылка более недоступна}