Каталог статей

Томпиев М.К.

Совершенствование организации структуры управления деятельностью многопрофильных медицинских учреждений

На современном этапе социально-экономического развития здравоохранения в общей его системе значительно возрастает роль первичной медико-санитарной помощи в общем процессе оздоровления народа, от чего в конечном итоге  зависит совокупный рост производительности труда всего общества. Основой решения этой задачи должна стать эффективная организация управления здравоохранением и, прежде всего, его низовыми звеньями - лечебно-профилактическими учреждениями.  

Сложившаяся  организационная структура управления деятельностью многопрофильной  больницы  представляет собой типичную систему жесткого административно-командного стиля управления [1]. При этой системе управления функциональные линии связей расходятся от центра на периферийные подразделения (вертикальные связи). Подразделения же между собой установленных связей не имеют, а значит линии горизонтальной связи практически отсутствуют.

Текущие вопросы деятельности коллектива регулируются официальными положениями о всех типах стационарных учреждений и положениями о должностных лицах, работающих в них. Управление больницей, порядок работы прием и выписка больных, права и обязанности медицинского персонала регламентируются специальными  государственными нормами, положениями и инструкциями [2]. Однако, эти документы оказывают организующие влияние, в основном, на производственно (лечебную) деятельность коллектива внутри больницы.   Вопросы текущей деятельности подразделения, выходящие за рамки действующих положений, могут быть разрешены только при обращении в вышестоящую инстанцию. Большая часть этих вопросов носит ресурсный характер. Кроме того, отношения коллективов подразделений между собой практически без вмешательства вышестоящих инстанций не могут разрешиться. Таким образом, вертикальные линии связей управления при действующей организационной системе излишне перегружены. Значительная часть этой нагрузки представляет собой вопросы, которые могут решаться между  медицинскими работниками или отделениями на основе взаимных обязательств, то есть активного развития горизонтальных связей, а вертикальные связи управления будут разгружаться.

В свою очередь, высвобожденное время руководителей различного ранга, может быть направлено на решение задач перспективного характера, такие как совершенствование организации труда медработников, внедрение передового опыта, расширение контактов с другими организациями и предприятиями, формирование деловых  отношений  с родственными и другими возможными партнерами.

По сложившейся традиции многопрофильная   больница  име­ет 4 основных функциональных подразделения: управление, стационар, поликлинику и административно-хозяйственную часть. Каждое функциональное подразделение в свою очередь состоит    из ряда структурных единиц. Так, к управлению больницей, помимо гла­вного врача и его заместителей (по стационару, поликлинике, орга­низационно-методической работе, административно-хозяйственной ча­сти) относятся бухгалтерия, отдел кадров, регистратура,   служба главных и старших медсестер и др.. Стационар состоит из приемного отделения, специализированных палатных отделений, операционного блока и др., поликлиника - из лечебно-консультативных кабинетов  специалистов и терапевтических участков, а также дневного ста­ционара.   Лечебно-диагностические службы представле­ны отдельно как для стационара, так и для поликлиники и включа­ют в себя различного рода лаборатории и кабинеты: диагностичес­кий, рентгеновский, клинической лаборатории, физиотерапевтичес­кой службы и др. К АХЧ относятся ремонтно-обслуживающая группа, пищеблок, прачечная, склады, МТС, гараж, комендатура и т.д.   В связи с возложением на многопрофильную больницу функций по руководству всеми лечебно-профилактическими учреждениями региона, в ее структуру дополнительно введен организаци­онно-методический отдел, включающий в себя методический,   ста­тистический кабинеты и архив. В основу создания новой организационной структуры управления многопрофильной больницы в условиях нового лечебно-хозяйственного механизма были заложены следующие основные принципы:

- принцип ограничения числа иерархических уровней. Замена трех- и четырехуровневой системы управления (главный врач- зам. по лечебной части - заведующий отделением - лечащее отделение) на двухуровневую систему (администрация - лечащее отделение) по­зволяет значительно упростить действующую систему управления. При этом взаимоотношения между администрацией  и лечащим   под­разделением больницы регулируются на основании взаимных догово­рных обязательств;

- принцип оптимизации контроля или управления. Основная идея данного принципа заключается в повышении эффективности уп­равления путем оптимизации числа непосредственных подчиненных. По принятым нормам общее количество подчиненных для руководите­лей АУП и функциональных служб не должно превышать 7-9 человек и быть не менее 5 (так называемое число Мюллера 7+ (-)2), а для за­ведующих лечащими отделениями стационара должно устанавливаться от 6 до 12 человек в зависимости от объема и специфики работ;

- принцип единоначалия: ни одно лицо не должно получать при­казы и отчитываться более чем перед одним руководителем;

- принцип оптимального разделения труда. Все действующие функции больницы должны быть четко разделены между всеми структурными единицами, чтобы исключить их дублирование, а также на­личие "ничейных" функций. Поэтому для эффективного управления и устранения дублирования органов управления на разных уровнях не­обходима разработка peгламентационных материалов - положений об учреждениях, их подразделениях, а также должностных инструкций (регламентов) для всех сотрудников больницы [3].

В новых условиях в сравнении с действующей системой органи­зации управления открываются качественно новые возможности реше­ния задач, стоящих перед коллективом медицинских работников. Ма­сштабы этих возможностей не являются постоянно заданной величиной, а с освоением поверхностных резервов эффективности труда по­степенно будут раскрываться последующие глубинные возможности его совершенствования и достижения качественно новых эффективных подходов [4]. Если такой механизм развития будет правильно понят каж­дым работником учреждения, то объективно будет развиваться стре­мление трудовых коллективов к быстрейшей реализации резервов эф­фективности на каждом рабочем месте.

В свою очередь развитие инициативы и активности трудовых коллективов к высокоэффективному труду не может осуществляться в рамках жесткой административно-командной системы управления, когда каждое движение или вопрос необходимо согласовать и про­сить разрешения на их осуществление у вышестоящей организации [5]. Такие преграды должны быть устранены и должен быть    обеспечен оперативный простор к развитию самостоятельности. В  этой  связи возрастает роль демократических основ самоуправления с постепен­ным переходом функций управления от администрации к лечебным  и вспомогательным подразделениям больницы.

Важным структурным подразделением многопрофильной  бо­льницы является Лечебный совет при главном враче, в состав кото­рого входят: главный врач, его заместители, руководители подраз­делений, а также член депутатской группы по здравоохранению или представитель администрации города, а также представители  пред­приятий, организаций в объединений данного региона [6].

Лечебный совет при главном враче призван решать следующие задачи, направленные на развитие здравоохранения города:

1. Определять перспективы развития организационных форм ле­чения и профилактики заболеваний,

2. Налаживать взаимосвязи и координировать основную деяте­льность с деятельностью родственных учреждений, формировать свя­зи больницы с предприятиями и организациями на основе творческо­го содружества и договоров.

3. Внедрять достижения НТП в практику больницы,

4. Решать вопросы развития материально-технической    базы больницы и, в том числе, размещения заявок на новую медицинскую  технику.

На данном этапе развития такая структура больницы с включе­нием в ее состав лечебного совета при главном враче является на­иболее прогрессивной и способна мобилизовать усилия коллектива как целостного органа на повышение эффективности лечебной деяте­льности. Представленная структура лечебного совета будет гибкой и динамичной, если он будет вооружен положением о его функциони­рования, устраняющим элементы дублирования, обеспечивающим сохранение самостоятельности каждого из структурных подразделений.

Постепенное совершенствование самоуправления обеспечивает активное функционирование горизонтальных взаимосвязей, что означает взаимодействие подразделений без вмешательства администрации. Эти взаимоотношения должны опираться на объективные, узаконенные нормы и нормативы и сопровождаться строго продуманной системой учета и контроля. Важным условием эффективного функционирования новой системы является достаточно ясное представление непременно каждым из членов мно­гочисленного трудового коллектива об условиях работы и осущест­влении взаимосвязей при новой системе.

Необходимо перенесение центра тяжести организации и управления от ад­министративно-командной системы на экономические методы управления.

Одним из основных моментов по улучшению работы АХЧ и рас­ширению прав больницы будет являться создание при ней ремонтно-обслуживающего кооператива. При  этом взаимоотношения между бо­льницей и кооперативом осуществляются на основе договора на оп­ределенные виды работ под непосредственным контролем и участием АХЧ. В свою очередь реорганизация и сок­ращение АХЧ в связи с делегированием некоторых функций коопера­тиву дает возможность трудовому коллективу больницы направить сэкономленные средства на развитие материально-технической ба­зы больницы.

Достаточно обоснованным, на наш взгляд, является создание в структуре больницы независимой экспертной комиссии и юридиче­ской службы для проработки вопросов правовой и социальной защищенности населения региона.

В связи с переходом на методы экономического  управления, организационные структуры управления должны постоянно совершенс­твоваться и способствовать постепенному преодолению управленчес­кой неграмотности всех членов коллектива больницы.

Список использованной литературы:

1. Байда В.Д. Система управления качеством лечебного процесса в стационаре //Научная организация  в крупном многопрофильном стационаре: Тез: Всесоюзной  конференции. Вроенеж ,1981.

2.  Байда В.Д., Пшеничкина В.Д., Смельянчук Л.И. и др.  Система бездефектного труда в больнице. Киев: Здоровье 1984-54 с.

3. Жузжанов О.Т. Реформы здравоохранения  РК в рыночных условиях. Диссертация на соискание ученой степени доктора медицинских наук.- Оренбург,1992.-48с.

4. Мирзабеков О.М., Ашимбаев Б.У., Томпиев М.К. и др. Хозрасчет и вопросы эффективности стоматологических поликлиник Минздрава КазССР, Алма-Ата, КазНИИНТИ.-1990-№75-20с.

5. Проблемы совершенствования управления и повышения эффективности производства. Сборник научных трудов.-М:АНХ при совете Министров ССР-1983-234 с.

6. Реорганизация структуры здравоохранения в новых условиях хозяйствования /Кучеренко В.З., Мыльникова /, Советская медицина.-1990.-№5.-с.60-63.

Аннотация: В статье рассмотрены  и проанализированы основные принципы  организации структуры управления деятельностью многопрофильных медицинских учреждений, в рыночных условиях.

Abstract: The paper reviewed and analyzed the basic principles of structural organization, the management of multidisciplinary health care providers, market conditions.

Түйін: Мақалада нарықтық жағдайдағы көп профилдi медициналық мекемелердің қызметiн басқару құрылымн ұйымдастырудың негiзгi қағидалары талқыланған.