Каталог статей

Чуркин А.В.

Стимулирование привлечения инвестиций в промышленность Украины и ее регионов в посткризисный период

Главной задачей государственной политики по развитию социально-экономического положения в регионах является привлечение инвестиционного потенциала как из внутренних ресурсов страны, так и привлечение прямых зарубежных инвестиций. Только в этом случае возможно выйти на качественно новый уровень развития экономики. С помощью инвестирования в экономику можно существенно увеличить объемы валового регионального продукта и существенно пополнить местные бюджеты, а также укрепить свою конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке.

Однако привлечение инвестиций наталкивается на ряд преград и это при том, что за последние годы ведется целенаправленная работа по повышению инвестиционной привлекательности отечественной производственной сферы. Учитывая сложности по привлечению новых инвестиций, необходимо детально рассмотреть возможные пути стимулирования притока инвестиций, а также назвать основные проблемы, которые возникают при этом и предложить возможные меры по исправлению тех или иных проблемных моментов.

Различные подходы по стимулированию инвестиционной деятельности имеют место во многих странах мира, их использование объясняется в первую очередь тем, что в некоторых регионах недостаточная или низкая инвестиционная активность, что приводит к отставанию региона в социально-экономическом развитии, поэтому исправление такой ситуации предполагает разработку и внедрение различных инновационных подходов, которых в мировой практике накоплено довольно большое количество. Ключевой проблемой при этом становится качественное и системное перенимание мирового опыта и приспособление его к социально-экономическим особенностям Украины. Одним из самых распространенных подходов при решении проблемы увеличения инвестиционного потенциала экономики является использование специальных правовых режимов, которые действуют с учетом социально-экономических особенностей того или иного региона и как следствие позволяют обеспечить для региона различные преференции и послабления в налоговой и таможенной сфере на определенный отрезок времени и таким образом на установленный законом период иметь отличные от общенационального правового режима ставки по платежам и сборам, что в свою очередь должно стимулировать рост производства в регионе и как следствие стать инвестиционно-превлекатательным местом. При этом такой правовой режим может не всегда распространяться на отдельную географическую местность, а также действовать в отдельных организациях, что прописывается в специальном законе. Как следствие такой деятельности для экономики регионов это позволяет найти региональные "точки экономического роста" и "точки экономического прорыва" в определенных отраслях экономики.

Украина стала активно заимствовать мировой опыт по созданию специальных правовых режимов еще начиная с 1995 года, когда были созданы первые специальные экономические зоны, в 1999 года за ними последовало и появление территорий приоритетного развития, с 2000 года также стали появляться первые технологические парки, а с 2007 года начали возникать и научные парки. Сейчас уже идет речь о создании индустриальных парков, что можно рассматривать как новый шаг по созданию инвестиционных условий и возникновению инновационного производства.

Если же говорить о количественной составляющей, то на Украине всего было создано 12 специальных экономических зон, 72 территории приоритетного развития, 16 технологических парков и 1 научный парк. Если же рассматривать создание специальных правовых режимов по всей стране, то такие режимы имели место в 15 регионах. Что касается субъектов хозяйствования, которые приняли участие в этих проектах за период с 2000-2011 гг., то они привлекли инвестиций на сумму 6 млрд. дол. США, было реализовано продукции на сумму 220,3 млрд. грн., уплачено налогов в государственный и местные бюджеты и в государственные целевые фонды на сумму 18,7 млрд. грн., а также было создано 69887 новых рабочих мест [1]. Такие показатели демонстрируют эффективность дальнейшего развитие специальных экономических режимов, особенно если они создаются на границе с другими государствами, что может позволить межгосударственное торговое, производственное и научное сотрудничество.

В то же время надо отметить, что несбалансированное законодательство и подверженность его постоянным изменениям, мораториям и упразднениям налоговых и таможенных послаблений не позволило до настоящего времени говорить о более эффективном функционировании таких специальных правовых режимах в Украине, но несмотря на это, такая работа должна быть продолжена. Если же говорить об ожидаемых прогнозных показателях, то достигнутые результаты оказались значительно меньше ожидаемых: объемы привлеченных инвестиций оказались втрое меньше, количество созданных рабочих мест в пять раз, чем предполагалось. Среди основных причин такого сдерживания притока инвестиций в специальные правовые режимы можно назвать следующие:

- законодательные ограничения, вводимые в те или иные периоды существования специальных правовых режимов, и отсюда, как следствие, постоянное изменение условий их существования относительно национального правового режима;

- отсутствие системного подхода по прогнозированию на среднесрочную и долгосрочную перспективу относительно функционирования специальных правовых режимов, как следствие - игнорирование их особенностей и преимуществ для привлечение инвестиций в реальный сектор того или иного региона и тот или иной сегмент хозяйствования;

- противоречие положений нормативно-правовых актов Украины тем обязательствам, которые взяла на себя страна в рамках международных соглашений относительно объемов своего производства той или иной продукции, а также согласованного перечня продукции, которая не может производиться с использованием государственной поддержки;

- применение различных мер административного воздействия для таких специальных правовых режимов, как запреты на создание новых специальных правовых режимов, регистрация новых инвестиционных проектов, отмена или уменьшение налоговых льгот;

- наличие ненадежных стимулов для подобного способа привлечения инвестиций, что вызвано постоянно меняющимся законодательством и непредусмотренными в законодательстве гарантиями для инвесторов, что в свою очередь приводит к постоянному оттоку инвестиций и затрудняет поиск новых инвесторов;

- использование несовершенства нормативно-правовых актов для злоупотреблений со стороны заинтересованных лиц и отстаивания своих узкокорпоративных интересов;

- сложной и длительной процедурой регистрации специальных правовых режимов и получения соответствующего статуса субъекта хозяйствования такого режима.

Результатом всего этого является тот факт, что инвестиционная и инновационная активность субъектов хозяйствования, которые получили определенные преференции, не обеспечивается на достаточном уровне, и показатели их активности за последние годы демонстрируют негативные тенденции. Исправлением создавшейся ситуации может стать не только устранение недостатков в существующих специальных правовых режимах, а разработка совершенно новых форм специальных правовых режимов экономической деятельности, которые бы в большей мере отвечали тем требованиям, которые выдвигаются к таким образованиям в других странах.

Таким примером могут быть индустриальные парки. Уже сейчас предполагается создание 10-ти пилотных промышленных площадок с подготовленной инженерно-техническою инфраструктурой. С их помощью в течение 3-4 лет предполагается создать более 300 тысяч новых рабочих мест и привлечь более 8 млрд дол. США прямых иностранных инвестиций.

4 сентября 2012 года вступил в действие соответствующий Закон Украины "Об индустриальных парках", главной задачей для государства в этих условиях является создать у инвесторов стойкое доверие к этому экономическому инструменту и не дать ему повторить участь других специальных правовых режимов экономической деятельности. Эта проблема особенно насущна сейчас еще и потому, что снижение ставок основных налогов после проведения налоговой реформы не привело к увеличению инвестирования в промышленность, и особенно в высокотехнологические отрасли и депрессивные регионы. Использование таких производственных единиц может стать хорошей основой для исправления такой ситуации.

В свою очередь и существующие специальные правовые режимы экономической деятельности требуют улучшения их нормативно-правовой базы. Так, необходимо унифицировать систему отчетности субъектов хозяйствования разных форм специальных правовых режимов экономической деятельности и обеспечить публичность результатов их деятельности, обеспечить создание новых стимулов на государственном и региональном уровнях в зависимости от заданий, которые перед ними ставятся, расширить перечень налоговых льгот, обеспечить гарантии стабильности работы для специальных правовых режимов экономической деятельности со стороны государственных и местных органов власти на срок действия того или иного инвестиционного проекта, обеспечить организационные стимулы с целью более простого способа регистрации субъектов хозяйствования и регистрации инвестиционных и инновационных проектов.

Способом стимулирования специальных правых режимов может стать их активное вовлечение в систему государственного заказа. Логично предположить, что любое производство на первых порах нуждается несколько в налоговых и таможенных послаблениях для обеспечения достаточных объемов производства. Для этих целей необходимо предусмотреть в бюджете соответствующие средства. А для прозрачности процесса выделения денежных средств необходима публикация таких данных в сети Интернета и в печатных средствах информации [2].

Литература:

[1] Перелік показників щодо визначення ефективності функціонування спеціальних (вільних) економічних зон і територій із спеціальним режимом інвестиційної діяльності: наказ Міністерства економіки та з питань європейської інтеграції та інших органів [Електрон. ресурс]. – Режим доступу: [сылка более недоступна}