Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сыроижко В.В., Мазурина Е.В. Современное развитие телекоммуникационных компаний в РоссииСовременный этап развития российской экономики характеризуетсямногочисленными процессами преобразований и реформами. Российский сектор телекоммуникаций не является исключением и в настоящее время отрасль стремительно и динамично развивается как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Процессы слияний и поглощений, реорганизации и реформы, прежде всего, формируют новый облик отрасли и определяют ее дальнейшие перспективы развития. Так, в 2009 году стартовала крупнейшая по масштабу и срокам проведения структурная реформа «Ростелекома», национальной телекоммуникационной компании России. Преобразования проходили в два этапа: на первом этапе реорганизации к «Ростелекому» были присоединены межрегиональные компании связи; второй этап был ознаменован указом президента России от 27 марта 2012 года о присоединении российской государственной телекоммуникационной компании «Связьинвест» к «Ростелекому». По словам Президента ОАО «Ростелеком» Александра Провоторова «создание объединенной компании позволит быстрее и интенсивнее развивать телекоммуникационную инфраструктуру, разрабатывать и выводить на рынок новые услуги, предлагать партнерам и клиентам новые решения, включая решения национального масштаба» [6]. В 2010 г. было принято решение об объединении еще двух крупнейших операторов «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) и «Комстар-Объединенные ТелеСистемы» (Комстар-ОТС). Участники проекта отмечают, что в результате интеграции для компаний раскрываются большие перспективы развития бизнеса за счет синергии опыта, а так же финансовых и маркетинговых возможностей. Компании реализуют совместные проекты в сфере мобильной и фиксированной связи, и получают новые преимущества на ключевых рынках. Основной задачей преобразований телекоммуникационного сектора является, прежде всего, создание устойчивого и конкурентно способного национального оператора, предоставляющего полный спектр услуг на рынке телекоммуникаций. Особый интерес ученых экономистов к отрасли связи обусловлен, прежде всего, масштабными структурными изменениями и внедрением большого числа нововведений, в связи с этим, наблюдается рост разработок по экономической методологии в данной отрасли. Цель авторов заключается в анализе и оценке деятельности лидирующих телекоммуникационных компаний России по экономическим показателям и оценка состояния российского рынка телекоммуникаций в целом. В ходе исследования были выбраны и изучены следующие российские телекоммуникационные компании: «Мобильные телесистемы» (МТС), «Ростелеком», «ВымпелКом», «МегаФон», «ТрансТелеКом» (ТТК), «Межрегиональный Транзиттелеком» (МТТ), «Таттелеком» (Таблица 1). Таблица 1 Крупнейшие участники рынка телекоммуникационных услуг в России (источник: CNews Analytics, 2012)
В настоящее время, в России существует четыре основных игрока телекоммуникационного рынка: «большая тройка» мобильных операторов и национальная телекоммуникационная компания «Ростелеком». Информация о выручке компании ТТК представлена по результатам оценки исследовательской группы CNews Analytics. Выручка оператора междугородней и международной связи «Межрегиональный Транзиттелеком» представлена в размере консолидированной выручке группы компаний МТТ. Согласно данным, приведенным в таблице можно сделать вывод о том, что совокупная выручка российских телекоммуникационных компаний выросла в основном за счет мобильных операторов. Однако доход лидеров рынка МТС и «Ростелекома» в 2010 и 2011 гг. не превысил 10%, эксперты сходятся во мнении и объясняют этот факт тем, что телекоммуникационная отрасль в России еще не до конца преодолела кризисное состояние. Следует отметить, что «Ростелеком» занимает лидирующую позицию на рынке фиксированной связи, в результате реорганизации, компания существенно увеличила долю в отрасли и превратилась в крупнейшего универсального оператора России. В целом, доходы от услуг связи за 2011 год составили 1,425 трлн. руб., что на 5,1 % больше, чем за 2010 год. За I квартал 2012 г. общие доходы от услуг связи составили 368 млрд. руб., что на 9% выше, чем за аналогичный период 2011 г. Таким образом, наблюдается положительная динамика роста доходов в отрасли, согласно прогнозу Минкомсвязи ожидается рост дохода от услуг связи до 1,7 трлн. руб. к 2013 г. [4]. В 2011 году информационно-аналитический портал, посвященный телекоммуникациям и информационным технологиям, Тасс-Телеком опубликовал рейтинг 100 крупнейших телекоммуникационных компаний мира по объему выручки от реализации услуг и продуктов, составленный на основании отчетности предоставленной телекоммуникационными компаниями. Российские операторы, согласно основному критерию, расположились в рейтинге следующим образом: ВымпелКом занимает 20 место, МТС занимает 37 место, Ростелеком 39 место и МегаФон 45 место [5]. Возглавляют список телекоммуникационные компании Японии и США. По мнению западных исследователей, в процессе развития российского рынка телекоммуникаций выделяются два основных направления: · внутренняя структурная перестройка телекоммуникационных компаний; · новые тенденции в телекоммуникационном бизнесе на международной арене. Джефф Крокер, ведущий консультант в области маркетинговых стратегий, утверждает, что изучение и принятие опыта международных телекоммуникационных компаний позволит российским операторам связи сделать большой скачок через промежуточные технологии, продукты, услуги и бизнес-модели, работавшие в западных телекоммуникационных компаниях в 1970-1990 гг. [2]. В настоящее время российскому рынку предлагается все более и более сложный комплекс показателей для оценки деятельности компаний в различных отраслях. Прежде всего, это связанно с требованиями инвесторов о предоставлении более точной и многомерной информации о компании для принятия решения об участии в том или ином бизнесе. Среди уже существующих методов и оценок компаний различных стран, особое место ученые отводят методике оценки стратегичности компании. Базой для методики анализа выступает программный продукт «Стратегическая матрица компании». После проведенной оценки исследуемой компании по соответствующим критериям, таким как качество управления, ресурсные и финансовые возможности, взаимодействие с инвесторами, эффективность мотивирования, корпоративная культура, рыночный статус и инновационная эффективность, полученные результаты интегрируются в индекс стратегичности компании [1]: , (1)
где, – итоговая оценка стратегического потенциала компании; – интегральная оценка по i-му фактору, ; – вес (значимость) i-го параметра в общей оценке, . На основании полученного индекса стратегичности составляется рейтинг стратегичности компании. Цель составления подобных рейтингов, по мнению авторов Агеева А. И., Кудешова С. Г., Куроедова Б. В. и др. заключается «…в формировании объективного, экономически обоснованного представления о конкурентной ситуации на национальных рынках различной размерности, дающего возможность прогнозировать дальнейшее состояние экономической и смежной с ней сфер жизни общества» [1]. В ходе исследования авторами были изучены и проанализированы показатели рейтингов стратегичности лидирующих телекоммуникационных компаний России за несколько лет, составленные и опубликованные институтом экономических стратегий Российской академии наук (РАН) (Таблица 2). Согласно предоставленным данным, в рейтинге наиболее стратегичных телекоммуникационных компаний за 2011 г. лидирует МТС, на втором месте компания «ВымпелКом», а замыкает тройку лидеров «Мегафон» и «Ростелеком», имеющие одинаковые индексы стартегичности. Таблица 2 Рейтинговые коэффициенты наиболее стратегичных телекоммуникационных компаний России за 2009 -2011 гг.
В итоге проведенного ретроспективного анализа рейтинговых показателей наиболее стратегичных российских телекоммуникационных компаний за период с 2009 по 2011 гг. неизменными лидерами остаются мобильные операторы МТС и «ВымпелКом». В 2010 г. по сравнению с 2009 г. наблюдался рост индексов стратегичности у всех телекоммуникационных компаний, участвующих в исследовании. В 2011 г. индексы стратегичности мобильных операторов «ВымпелКом» и «МегаФон» снизились на 0,5 и 0,2 балла соответственно. Если в случае «ВымпелКома» снижение значения индекса не повлияло на занимаемую позицию в рейтинге, то изменение индекса оператора МТС, позволило «Ростелекому» потеснить его и разделить третью и четвертую позицию в рейтинге. Особое внимание хотелось уделить компании «Ростелеком», так в исследуемом периоде выручка и прибыль компании возросли. В первом полугодии 2012 года выручка увеличилась на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 159,9 млрд. рублей, чистая прибыль компании выросла на 22% до 23,4 млрд. рублей, что также свидетельствует о положительной динамике развития в прогнозируемом периоде [3]. Основным риском для бизнеса «Ростелекома» является отток клиентов к операторам мобильной связи, однако рейтинговые действия свидетельствуют о том, что в дальнейшем компании удастся удержать занимаемые позиции в сегментах телеком-рынка. Результаты анализа свидетельствуют о высокой кредитоспособности и стабильном финансовом состоянии «Ростелекома», что подтверждает присвоенный компании институтом экономических стратегий РАН индивидуальный рейтинг надежности на уровне тройного «А» (максимальная надежность). Следует отметить, что в 2009 г. компания занимала лишь 5 место в рейтинге. Диагностика стратегического потенциала различных телекоммуникационных компаний, основой которой являются показатели рейтинговых таблиц, является составляющим элементом процесса анализа телекоммуникационной отрасли. Информация, полученная в ходе анализа рейтингов различных компаний, необходима для принятия решений не только руководству компании, инвесторам и акционерам, а так же клиентам и сотрудникам компании, в целях реального восприятия текущего состояния компании и оценки занимаемого ей места на рынке предоставляемых товаров и услуг, а так же в целях построения достоверных прогнозов развития компании и отрасли в целом. Подводя итоги, необходимо отметить тот факт что, несмотря на отставание российского телекоммуникационного рынка от мирового Телекома, отрасль связи в России не только продолжит свое восстановление, но и согласно концепции инновационного развития отрасли выйдет на новый уровень развития технологий, менеджмента, финансов и маркетинга в области телекоммуникаций. В частности, согласно разработанной стратегии развития до 2015 г., компания «Ростелеком» ставит главной целью выведение компании в лидеры практически всех сегментов российского рынка услуг связи. Доход «Ростелекома» составляет 26% совокупного дохода от услуг связи в России среди операторов связи. В секторе фиксированной телефонной связи конкуренции «Ростелекому» не предвидится, компании сохранит за собой не менее 90% рынка. В свою очередь телекоммуникационный рынок России в 2012 г. перенял тенденции роста предыдущих лет и продолжил свое развитие в ряде ключевых направлений. Литература: 1. Агеев А. И. Стратегическая матрица компании: управляя рисками [Текст] / А. И. Агеев, Кудешова С.Г., Куроедов Б.В., Немкова О.В., Трофимчук А.В. // Экономические стратегии. - 2008. - №8. - С. 62 - 57. 2. Джефф Крокер. Телекоммуникации в России – стратегии роста [Электронный ресурс] / URL : [сылка более недоступна} 3. Корпоративный портал ОАО «Ростелеком». URL : [сылка более недоступна} 4. Официальный сайт Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL : [сылка более недоступна} 5. Отраслевая коммуникационная площадка Тасс-Телеком. URL : [сылка более недоступна} 6. ITnews: «Ростелеком» завершил объединение [Электронный ресурс] / ITnews. – 2011. URL : [сылка более недоступна} | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||