Каталог статей |
Сапарбаев Ж.Ж. Стратегия инновационного развития как рычаг повышения конкурентоспособности предприятия нефтяной промышленности в республике КазахстанВ современный период основными приоритетами модернизации экономик является создание и развитие потенциально конкурентоспособных производств, важным направлением которого является инновационное развитие. В то же время инновации есть суть одновременного проявления двух миров, а именно мира техники и мира бизнеса. Инновационная деятельность в качестве лишь процесса, направленного на использование результатов научных исследований для производства новой продукции или создания новых технологий явление одностороннее и недостаточное. Инновации без изменения бизнес – процессов обречены на неудачу, то есть «инновация» есть реализация новых комбинаций, основанных на применении новых материалов и компонентов, введение новых процессов, открытие новых рынков и новых организационных форм, нового управления, нового мышления.Развитие наукоемких комплексов промышленности в последнее десятилетие влияло на ситуацию в мировой экономике и место конкретных стран в мировом хозяйстве и системе международного разделения труда, что предполагает необходимость использования Казахстаном общепринятых в международном сообществе показателей эффективности участия той или иной страны в глобальном процессе мирового экономического развития, и в первую очередь – конкурентоспособности, о чем неоднократно указывается в Посланиях Президента Республики Казахстан. В этой связи, особую ценность представляет анализ сложившихся подходов и методов определения конкурентоспособности казахстанских предприятий, значение которых многократно возрастает в условиях усиливающихся процессов глобализации мирового хозяйства. Более детальная проработка этих вопросов будет способствовать определению и верной расстановке приоритетов повышения их конкурентоспособности в стремительно меняющем мире конкурентных отношений. Республика Казахстан провозгласила инновационный путь развития как стратегическое направление, предопределив нефтяную отрасль локомотивом казахстанской экономики. Вместе с тем, развитие нефтяной, в том числе нефтеперерабатывающей отрасли в Казахстане столкнулись с рядом проблем. Осознанное стремление Казахстана интегрироваться в мировую экономику предполагает необходимость использования общепринятых в международном сообществе показателей эффективности участия той или иной страны в глобальной процессе мирового экономического развития, и в первую очередь – конкурентоспособности, о чем не однократно указывается в посланиях Президента Республики Казахстан [[1]]. В настоящее время на мировой рынок Республикой Казахстан представлены в основном сырьевые продукты, соответсвенно - повышение нефтедобычи предполагает снижение темпов роста других звеньев нефтяной промышленности - транспортировки, переработки сырья, а также решение социально-экономических и экологических проблем в данной отрасли, что не может не оказать влияние на ее конкурентоспособность. Именно отсутствие продуктов переработки нефтяной промышленности на мировом рынке привело к тому, что страна, обладающая запасами самого стратегического сырья, не смогла противостоять мировому финансовому кризису 2007 – 2008 годов. Исходя из сложившейся ситуации, Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым, в одном из своих посланий говорится: «Несмотря на мировой кризис, трудности переживаемого нами периода, мы не можем себе позволить сосредоточиться только на их решении. Наше будущее зависит от дальнейшей модернизации экономики и развития базовой инфраструктуры. Мы продолжим финансирование и реализацию действующих перспективных инвестиционных проектов. Прежде всего, это модернизация нефтеперерабатывающих заводов»[[2]]. Модернизация экономики будет достигаться «…за счет ускоренной диверсификации и повышения конкурентоспособности национальной экономики [[3]], основой будет служить Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года. В рамках данной стратегии намечено «…добиться устойчивого роста экономики за счет форсированной индустриализации и развития инфраструктуры [[4]]. Следовательно, стратегия развития страны на период до 2020 года обозначена. В то же время необходимо рассмотреть само понятие «конкурентоспособность» и рассмотреть возможность повышения конкурентоспособности в нефтеперерабатывающей отрасли Республики Казахстан. Как верно отмечает Полежаева И. С.: «Инновационный подход к развитию экономики страны и является одним из перспективных направлений развития экономики и повышения его конкурентоспособности. Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще связывается с понятием «инновационного процесса». Это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и менеджмент»[[5]]. Следует отметить, что социальное явление есть своего рода культура общества, которую необходимо воспитывать. Примером этого является стремительный рост экономики ряда азиатских стран (Японии, Южной Кореи, Сингапура и др.), где нововведение сложилось как составной элемент национальной культуры, где наблюдается постепенный отход от развития производств за счет дешевизны рабочей силы в сторону развития высокотехнологичных отраслей. Таким образом, современное состояние конкурентной борьбы компании отличается не только стремлением обладать капитальными и материальными ресурсами, сколько уметь разрабатывать и внедрять инновации в свою деятельность. В настоящее время конкурентоспособность рассматривается с точки зрения эффективного использования имеющихся у него трудовых, материальных, финансовых активов для производства какого либо товара или услуг с наименьшими затратами. Конкурентоспособность определяется способностью к инновациям, проведению научных исследований, продвижению на рынок новых товаров, услуг, улучшенного качества. На современном этапе развития конкурентоспособность возможна только при наличии инновационного развития, как предприятий, так и государства. В современных условиях управление становится практически невозможным без стратегического замысла, определения целей, оперативного регулирования и координации деятельности организации из единого центра. В этом смысле стратегия представляет собой средство установления определенной последовательности шагов данной организации и набор управленческих подходов, которые используются для достижения поставленных целей и реализации миссии данной организации. В последнее время одним из методов развития инновационной стратегии компании является роудмапинг. Главная цель роудмапинга состоит в идентификации стратегии компании в каждый момент времени и сосредоточении на эволюции предлагаемых товаров. Роудмапинг связывает маркетинговые характеристики товара с технологией его производства и стратегией компании. Современное состояние нефтяной отрасли представляет собой экспорт нефти. Переработка нефти в Республике Казахстан в последние годы не достигает 20,0% от добываемой нефти. Более 50% нефти в Казахстан импортируется из России, что приводит к зависимости цен на нефтепродукты в Республике от цен на сырье в России. Такое состояние требует формирования инновационных стратегий в нефтеперерабатывающей отрасли. Все эти факторы привели к противоречию, когда существенная государственная поддержка нефтяной отрасли не приводит к ее конкурентоспособности, как на мировом рынке, так и на внутреннем. Основной причиной сложившейся ситуации является отсутствие инновационных технологий, отсутствие модернизации на нефтеперерабатывающих предприятиях Республики Казахстан. Безусловно, для того чтобы пробиться на мировой рынок, отечественным НПЗ и нефтехимическим предприятиям необходима не только технологическая модернизация, но и создание собственных логистических цепочек; развитие внутренней сети трубопроводов; устранение разрыва между сырьевой базой и имеющимися мощностями нефтеперерабатывающей, газодобывающей, химической и нефтехимической промышленности. Все это требует принятия комплекса мер по повышению привлекательности нефтепереработки: переноса налоговой нагрузки из сферы производства в сферу торговли нефтепродуктами; установления налоговых льгот казахстанским технологам и ученым, занятым в модернизации НПЗ и развитии нефтехимии. Литература 1 Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» // Казахстанская правда -18.02.2005. 2 Бекенова Л.И. Национальные компании: функции, структура и проблемы // Вестник университета Туран. – 2000.- №1-2. - С. 142-147. 3 Послание Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Через кризис к обновлению» // Казахстанская правда – 2008, март- 06. 4 Послание Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана». – Алматы: Юрист, 2010. 5 Стратегический план развития РК до 2020 года, утвержденный Указом Президента РК от 1 февраля 2010 года № 922. – Алматы: Юрист, 2010.
[1] Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» // Казахстанская правда, 18 февраля 2005 г.
[2] Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Через кризис к обновлению» // Казахстанская правда, 06 марта 2008 г.
[3] Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана». – Алматы: Юрист, 2010.
[4] Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922. – Алматы: Юрист, 2010.
[5] Полежаева И. С. Инновационный фактор реформирования теплоэнергетического хозяйства: принципы и механизм развития: автореф. … канд. эконом. наук.– Алматы, 2008. - 32 с. |