Каталог статей |
Тураева И.Л., Хлыстов Е.А. Интеллектуализация труда в предпринимательствеБурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации, формированию нового сообщества людей – глобального информационного общества.Информационное общество - качественно новый этап общественного развития, в основе развития и существования лежит особая нематериальная субстанция, именуемая «информацией», обладающая свойством взаимодействия, как с духовным, так и с материальным миром человека. В информационной экономике хозяйственная деятельность - это главным образом производство и применение информации с целью сделать все другие формы производства более эффективными для того, чтобы создать больше материальных богатств. Промышленное производство вытесняется производством информационных услуг, которые, например, в США в структуре занятости населения составляют около 80%. Однако наряду с «информационной экономикой» все большее распространение получает новый термин, отражающий новое содержание экономического развития, ставший, думается, на долгую перспективу парадигмой прогресса – экономика знаний. В соответствии с переносом акцента от «информации» к «знанию», от «информационной экономики» к «экономике знаний» в последние годы все чаще говорится уже не столько об «информационном обществе», сколько об «интеллектуальном обществе». На этой стадии информация – это ресурс, главным действующим фактором становится интеллект, и получаем замкнутую цепь: информация – инновация – интеллект. Результатом информационной революции является увеличение числа людей, занимающихся интеллектуальным трудом. На данной стадии развития общественного производства в его структуру наряду с непосредственными способностями человека к труду, органично включаются способности к интеллектуальной активности. Повышаются требования к интеллектуальным и творческим способностям человека. Несомненным в настоящее время является то, что происходит интеллектуализация многих сфер деятельности: - интеллектуализация труда (возрастание роли и веса умственного труда в общественном труде, насыщение всех его видов умственными функциями творческого характера), процесс многогранный затрагивающий не только труд общественный, но и в первую очередь индивидуальный. Он обусловлен появлением в трудовой деятельности большого количества задач с «размытой» структурой, требующих нестандартных подходов и решений в различных аспектах профессиональной деятельности: - интеллектуализация образования (фундаментализация, информатизация); - интеллектуализация информационной деятельности (автоматизированные системы обработки и анализа текстовой информации, экспертные системы); - интеллектуализация экономики – переход к экономике знаний, формирование интеллектуального капитала. Процесс интеллектуализации труда – онтогенетический процесс использования и формирования интеллектуально значимых возможностей и способностей. Он обусловлен появлением в трудовой деятельности большого количества задач с «размытой» структурой, требующих нестандартных инновационных подходов и решений в различных аспектах профессиональной деятельности. Это выдвигает на первый план интеллектуальные затраты (по производству знаний, информации), что приводит в результате к видоизменению функциональной структуры труда. Практика свидетельствует о том, что определяющим фактором экономического роста является широкомасштабное создание и применение нового знания, являющиеся результатом интеллектуального труда. Повышение роли последнего предопределено необходимостью удовлетворения многообразных потребностей в качественном обновлении факторов производства, увеличении доли высокотехнологичной, наукоемкой продукции. Под влиянием научно-технического прогресса в России происходит непрерывный процесс интеллектуализации труда. В связи с этим, первостепенной задачей экономической науки является исследование интенсификации производства сквозь призму трудовых ресурсов. Сущность интеллектуального труда отражает систему экономических отношений, содержанием которых является воспроизводство новых знаний. Оно выражается в том, что в процессе интеллектуального труда происходит: 1) потребление квалифицированной рабочей силы и использование способностей работников; 2) опредмечивание производительной силы в определенных результатах, которые имеют как материальную (вещественную), так и не материальную (идеи, открытия и т.д.) формы воплощения; 3) саморазвитие творческих сил человека, реализация ею сущностной природы [2, с.233]. Предпринимательство ориентировано на максимизацию рыночной стоимости компаний, в которой основной удельный вес начинают занимать нематериальные активы (технологические, маркетинговые, клиентские), которые являются следствием эффектного использования интеллектуального капитала фирмы. Следовательно, в условиях экономики знаний возрастает роль эффективного управления интеллектуальными ресурсами. Это обусловливает необходимость интеллектуализации предпринимательства, выражающуюся в том, что основным экономическим продуктом предпринимательской деятельности все чаще выступает интеллектуальный и высокотехнологичный продукт, а предприниматели становятся интеллектуалами. Предприниматели-интеллектуалы оперируют в разных средах, сферах или временных поясах. Связи, возникающие и используемые ими в работе, отличаются чрезвычайной сложностью. Знания предпринимателей-интеллектуалов и их личные связи имеют отношение не только к возглавляемым ими предприятиям, но и к различным социальным институтам, которые в свою очередь могут стать важным источником вдохновения, новых моделей поведения и даже материальных средств. Благодаря своим знаниям, воображению и способности к абстрактному мышлению интеллектуалы в состоянии объединить процесс сбора, обработки и оценки информации (подготовки решений) с процессом разработки планов действий (принятием решений). Случаи эффективного предпринимательства, объясняемые поверхностными наблюдателями простым везением и своевременным открытием дела, в действительности предопределены способностью интеллектуалов создавать благоприятные условия, исключающие возможность принятия неудачной стратегии. Эта способность во многом может быть отнесена на счет знаний предпринимателей-интеллектуалов и не в последнюю очередь на счет их независимого положения. Такая независимость базируется на уверенности интеллектуалов в том, что их знания могут быть использованы во многих институтах и при разных обстоятельствах. Развитие интеллектуального предпринимательства может идти по двум направлениям. Во-первых, интеллектуалы по собственной инициативе включаются в экономическую деятельность. Основу этого направления составляет коренное изменение традиционной роли интеллектуалов под влиянием социальных и политических реформ, а также роста привлекательности предпринимательской карьеры и ее перспектив, которые становятся вровень с другими видами экономической и общественной деятельности. Во-вторых, сфера предпринимательства сама становится объектом «интеллектуализации». Основой здесь является повышение профессиональной подготовки и рост общеобразовательного уровня, сопровождаемого расширением кругозора вплоть до глобальных представлений. Экономика, базирующаяся на знаниях, должна заботиться не только о найме высококвалифицированных специалистов, но и доступности среднего и высшего образования. Все это подразумевает повышение интеллектуального уровня как экономики, так и общества в целом. В таком обществе победа в экономическом соревновании редко обеспечивается доступом только к одному из важных факторов производства. Скорее, она является результатом использования квалифицированных кадров и быстрого и своевременного обнаружения благоприятных ситуаций и умелой организации ресурсов, необходимых для успешной работы персонала. Важность знания, получаемого в ходе обучения, видимо, ничуть не ниже значимости финансового или кадрового фактора. Интеллектуализация предпринимательства создает условия для возрастания роли образования как основы формирования и развития интеллектуальных ресурсов, создания новых знаний в экономике. Система образования интегрируется с предпринимательством, что способствует более эффективному обмену знаниями, внедрению более совершенных научных методов производства, росту социализации предпринимательства. Одним из способов интеграции системы образования и науки с системой предпринимательства выступают малые инновационные предприятия и фирмы, организованные при вузах, которые все чаще рассматриваются в рамках интеллектуального предпринимательства. Интеллектуализация труда связана с доминированием экономической функции образования. Здесь просматривается связь университетов и институтов высшего образования с экономикой через рынок профессиональной рабочей силы, исследования прикладных наук и через расширяющееся потребление «высокой культуры». Иначе говоря, традиционные функции высшего образования – знание ради знания, воспроизводство культурной и правящей элиты − дополнились экономической функцией. Этот процесс находит выражение в создании университетов, которые представляют собой особые формы предпринимательства. Они функционируют в качестве научно-исследовательских центров с целью технологического новаторства по принципу «исследования по заданию» и в полной зависимости от финансов и интересов заказчика [4, с.49]. Такой интеграции мешает инерционность мышления и в целом представлений о предпринимательстве, сформировавшихся в период индустриального развития. Об этом свидетельствует и анализ уровня развития интеллектуальных ресурсов РФ, который показал их высокий потенциал. Так, в 2009 г. 28,2% населения РФ имели высшее образование [3, с.5]. Отсюда следует, что уровень развития интеллектуальных ресурсов РФ достаточно высок. Однако эффективность их использования в экономике низкая. Для развития интеллектуальных ресурсов в системе предпринимательского труда необходимо выработать четкие приоритеты долгосрочной государственной экономической политики. При этом система образования должна стать интегратором интеллектуального обеспечения экономических субъектов. Инновационное развитие предпринимательства предполагает внедрение любыми предпринимательскими структурами в свою деятельность инноваций всех типов – технических, организационных, маркетинговых и других с целью развития собственной конкурентоспособности. Эволюционный переход предпринимательства к инновационному развитию требует изменения методологического подхода к исследованию и регулированию этого процесса: от линейно-равновесного подхода, рассматривающего предпринимателя как зависимого от окружающей среды к синергетическому, обеспечивающему интерактивное взаимодействие предпринимателя и среды [1, С. 22]. Переход к инновационной модели экономического роста невозможен без построения нового механизма социального развития, основанного на сбалансированности творческой свободы личности, предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности. Причем именно интеллектуальный потенциал трудовых ресурсов определяет уровень национального образования, науки, инновационного и технологического развития, темпы роста производительности труда во всех странах мира. Поэтому для государства, создающего в настоящее время благоприятные условия для внедрения в производство наукоемких технологий и развития высокотехнологичных отраслей, чрезвычайно актуальной является задача повышения творческого и инновационного потенциала трудовых ресурсов. Литература: 1. Ахтямов М. К. Концепция интеллектуального обеспечения инновационного развития предпринимательства: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Санкт- Петербург, 2010. - 44 с. 2. Копенкина И.Б. Необходимость воспроизводства высококвалифицированных специалистов в условиях современного общества / И.Б. Копенкина //Актуальные проблемы экономики предпринимательства: Сб. науч. тр. - Воронеж, 2001. - С. 232-234. 3. Карпенко О.М., Бершадская М.Д., Вознесенская Ю.А. Показатели уровня образования населения в странах мира: анализ данных международной статистики // Социология образования». - 2008. - №6. С. 4-20. 4. Филимонова О.Ф. Молодежь, образование, интеллектуализация труда: тенденции и противоречия // Известия Саратовского университета. - 2011. - Т.11. Философия. Психология. Педагогика. Вып.1. - С.48-53.
|