Каталог статей |
Бабажанова Ж.А. Проявление коррупции при осуществлении государственных закупокCвязь между коррупцией и порождающими ее проблемами двусторонняя[4]. С одной стороны, эти проблемы усугубляют коррупцию, а их решение может способствовать уменьшению коррумпированности, а с другой – масштабная коррупция консервирует и обостряет проблемы переходного периода, мешает их решению. Отсюда следует, что, во-первых, уменьшить и ограничить коррупцию можно, только одновременно решая проблемы и условия ее порождающие, и, во-вторых, решению этих проблем будет способствовать противодействие коррупции со всей решительностью и по всем направлениям. Коррупция порождается различными видами взаимодействий между государством и гражданами, сосуществующими в единой политической системе. В то же время демократия и свободный рынок не являются панацеей от коррупции. Переход от авторитарного строя к демократическому вовсе не способствуют снижению размеров «откупа». Скорее он ведет к пересмотру принятых в данной стране норм общественного поведения и морали. Если процесс демократизации не сопровождался принятием и жестким исполнением законов, регулирующих конфликт интересов, пределы финансового обогащения и подкупа, стремление людей к личному богатству могут полностью подорвать новые и еще хрупкие демократические институты. Либерализация экономики, не сопровождаемая аналогичными реформами государственных структур, вызывает у чиновников большой соблазн ухватить свою долю богатства у новых капиталистов.Другая часть исследователей видят в расширении рыночного регулирования причины утраты государством его статуса выразителя общих интересов, подрыва общественных ценностей под влиянием погони за прибылью, что порождает нелояльность по отношению к государству индивидов и организаций, теряющих всякую надежду на интеграцию или выживание в рыночном обществе. Именно в государственном регулировании политической, экономической и социальной сферы они видят гарантию порядка и справедливости. Анализ специальной криминологической литературы по проблеме преступности, в том числе и коррупции, а также отдельным формам ее проявления, как отечественных, так и зарубежных специалистов, позволяет выделить некоторые группы причин и условий (факторов), детерминирующих коррупцию как свое закономерное следствие. К правовым факторам, детерминирующим коррупцию, многие отечественные специалисты относят ненадлежащее правовое регулирование некоторых сфер деятельности и недостатки в действующем законодательстве. В числе таковых наиболее часто выделяется: 1. Ненадлежащая регламентация служебных полномочий должностных лиц органов государственной власти и управления. 2. Недостаточная эффективность действующего уголовного законодательства об ответственности за конкретные формы проявления коррупции. 3. Ненадлежащее правовое регулирование финансирования предвыборных компаний в органы государственной власти и местного самоуправления. 4. Отсутствие комплексной правовой базы, направленной на борьбу с коррупцией, в том числе и политической направленности. 5. Наличие законодательного закрепления иммунитета от уголовного преследования определенных субъектов политики, как представителей государственной власти, так и претендентов на эти должности (кандидатов в Президенты РК, депутаты Парламента РК и др.), поскольку любое освобождение от ответственности порождает нарушение существующих норм поведения и противно цели борьбы с коррупционной преступностью, выражающейся в неотвратимости применения уголовного закона за каждое преступление и к любому лицу независимо от его политического статуса. Кроме того, нарушение справедливости в области правосудия приносит обществу и моральный вред, поскольку влияет на психику гражданин, деформирует их правосознание, вызывает неуважение к закону и политической деятельности. О необходимости отмены иммунитета от уголовного преследования за коррупционные преступления говорилось отечественными юристами уже давно, и они в свое время отменялись, однако вновь восстанавливались уже для другой категории лиц. 6. Несовершенство избирательного законодательства, не обеспечивающего реальную зависимость избираемых лиц от своих избирателей. Коррупция в системе государственных закупок – это целостное социально-правое явление, выражающееся в систематическом использовании государственным служащим своего служебного положения (своих служебных полномочий) за материальное вознаграждение в своих корыстных интересах. Коррупция в государственных закупках становится средством незаконного перераспределения собственности и капитала, стимулирует развитие криминальной среды, способствует ее проникновению в государственные структуры. Наиболее коррупционными сферами в настоящее время являются государственные закупки, недропользование, земельные отношения и строительство, таможенная и налоговая сфера, где за последние годы отмечается значительный рост причиненного ущерба[5]. На основе анализа международного опыта выявлено, что полностью искоренить коррупцию в государственных закупках пока не удалось ни в одной стране мира, но это совсем не означает безнадежность и неэффективность мер по снижению ее уровня. Борьба с коррупцией, в том числе и в системе государственных закупок, ведется на протяжении всей истории человечества. Сегодня основные усилия всех государственных органов направлены не на предотвращение и профилактику коррупционных проявлении, а в направлении устранения последствий уже совершенных преступлений. Необходимо пересмотреть подход к избранию способов и форм борьбы с коррупцией, которые должны быть направлены на искоренение порождающих ее причин. Вместе с тем для того, чтобы сделать вывод о наличии в деянии лица состава коррупционного правонарушения, недостаточно только факта нарушения законодательства о государственных закупках. Необходимо, чтобы такие нарушения в совокупности указывали на наличие умысла, корыстной или иной личной заинтересованности и совершались на основе использования виновным своих служебных полномочий для оказания влияния на результаты процедуры закупки[6]. О коррупционных правонарушениях в государственных закупках могут свидетельствовать: - частое проведение конкурсов, которые признаются несостоявшимися, и последующее заключение договоров с использованием менее конкурентных процедур закупок; - конкурс по государственным закупкам признают несостоявшимся, следом проводят закуп из одного источника - значительные объемы закупок из одного источника; - проведение закупок без экономической необходимости; - размещение в сети Интернет объявления о проведении процедуры закупки на непродолжительное время (один/два дня) либо перед выходными или нерабочими праздничными днями, когда не работают банковские или другие кредитно-финансовые учреждения (процедура закупки обычно проводится в первый рабочий день); - размещение объявления о процедуре закупки товаров (работ, услуг) одного вида среди объявлений о закупках товаров (работ, услуг) другого вида; - невозможность получения участниками процедуры закупки документации по закупке в одном месте; - объединение в одном предмете закупки технологически или функционально не связанных друг с другом товаров (работ, услуг); - отсутствие в документации о закупке критериев, методики оценки предложений либо наличие в таких критериях формулировок, не обеспечивающих объективный и беспристрастный выбор победителя процедуры закупки (неопределенные критерии качества закупаемых товаров (работ, услуг), начисление значительного числа баллов за второстепенные характеристики предмета закупки); - включение в конкурсную документацию требований, не обусловленных характером закупаемых товаров (работ, услуг); - совершение контролирующими или иными государственными органами в отношении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) действий, побуждающих к отказу от участия в процедуре закупки, поступление угроз в отношении участников процедуры закупки; - отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) без видимых причин от дальнейшего участия в процедуре закупки; - существенное превышение цены договора среднерыночного уровня; - необоснованное требование от участников процедуры закупки предоставления нотариально заверенных документов или генеральной доверенности взамен обычной; - требование от участников процедуры закупки предоставления сведений, составляющих коммерческую тайну (под видом информации об экономическом и финансовом положении их технических возможностях); - необоснованное требование у участников процедуры закупки предоставления данных о производителях всех комплектующих поставляемых товаров; - наличие ценового сговора между участниками процедуры закупки; - низкое качество закупаемых товаров (работ, услуг); - систематическое заключение договоров с одним и тем же поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без экономической необходимости; - заключение договоров с поставщиками (подрядчиками, исполнителями), которые заведомо не имеют реальных производственных, финансовых, кадровых и иных возможностей для выполнения своих обязательств; - заключение договоров с поставщиками (подрядчиками, исполнителями), которые ранее отказывались от заключения договоров о государственных закупках; - отказ победителя процедуры закупки от заключения договора; - последующие изменения и дополнения договора, которые влекут увеличение затрат заказчика; - закупка товаров (работ, услуг), которые не соответствуют условиям договора либо использование которых может нарушить технологические процессы в проверяемой организации или ухудшить эффективность производства; - периодические жалобы на сотрудников, участвующих в осуществлении государственных закупок, от участников процедур закупок; - существенное превышение уровня расходов сотрудников, участвующих в проведении процедур закупок, над их официальными доходами; - осуществление такими сотрудниками или их родственниками предпринимательской деятельности; - наличие родственных или внеслужебных отношений между сотрудниками, участвующими в осуществлении государственных закупок, и представителями участников процедур закупок; - участие в процедурах закупок аффилированных лиц проверяемой организации, участников процедур закупок и другие обстоятельствах закупок.
Литература
1. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. 2. Юридический словарь. [сылка более недоступна} 3. Закон о государственных закупках от 21 июля 2007 года N 303-III 4. Мауленов Г.С. Коррупция как социальное явление и меры ее предупреждения: Учеб. пособие/ Под общ. ред. д-ра экон. наук А.С.Серикбаева.- Астана: Академия госслужбы при Президенте РК, 2005.-96с10 , [c.501-502] Стр.9(imag0110) 5. Отраслевая Программа по противодействию коррупции в Республике Казахстан на 2011 – 2015 годы от 31 марта 2011 года- Постановление Правительства Республики Казахстан № 308. 6. Богданов Е.В., Сащеко П.И. Деятельность прокуроров по выявлению, пресечению и предупреждению коррупционных правонарушений в сфере государственных закупок.
|