Каталог статей |
Хвесько Е. Ю. Кредитование по программе ЕБРР в Республике БеларусьПрограмма микрокредитования Беларуси (ПМКБ) Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) успешно работает c 2001 года. Данная программа финансируется Европейским Союзом в рамках Европейского Инвестиционного фонда соседства.Основная цель программы – обеспечить доступ к кредитным ресурсам каждому субъекту малого бизнеса и тем самым способствовать развитию малого и среднего бизнеса в Беларуси. Можно выделить основные преимущества кредитования в Беларуси по программе ЕБРР: · кредитование на любые бизнес–цели в размере 1 млн. долларов США в эквиваленте до пяти лет; · кредитование владельцев бизнеса на потребительские нужды наличными или на карт–счет до 50 000 долларов США в эквиваленте до трёх лет; · упрощенный пакет документов; · оперативное рассмотрение кредитных заявок; · прозрачные условия кредитования, отсутствие скрытых комиссий; · досрочное погашение кредита без уплаты штрафных санкций; · гибкий подход к обеспечению кредита; · кредитование клиентов других банков; · индивидуальный график погашения кредита с учетом специфики бизнеса; · кредитование начинающего бизнеса. Необходимость в развитиикредитования субъектов малого и среднего предпринимательства вызвана их малым удельным весом в ВВП страны. В 2011 году данный показатель составил 12,4%. Для сравнения, в развитых европейских странах данный показатель достигает 70%. За 2001 – 2011 года Беларусь совместно с ЕБРР реализовала 43 проекта на общую стоимость 1174,7 млн. евро. В России – на 49,4 млрд. евро, в Литве – на 1,9 млрд. евро и Казахстане – на 11 млрд. евро. Сумма кредитных ресурсов, предназначенных для кредитования малого бизнеса, на одного человека, в нашей стране составляет 124,1 евро, в России – 345,4 евро, Литве – 593,9 евро и Казахстане – 657,3 евро. В настоящее время банками–участниками Программы являются ОАО «Белгазпромбанк», ЗАО «МТБанк», ОАО «Приорбанк», ЗАО «АКБ «Белросбанк», ЗАО «Акционерный банк реконверсии и развития» («РРБ – Банк»), Закрытое акционерное общество «Белорусский Банк Малого Бизнеса», ОАО "Белвнешэкономбанк" и ОАО "БПС – Сбербанк". Портфельная доля проектов в частном секторе для нашей страны – 100 %. В Литве – 49%, Казахстане – 60% и России – 85%. Можно заметить, что ЕБРР не осуществляет кредитование государственных предприятий. Данное явление, в первую очередь, связано с повышенным риском не возврата кредитов. На рисунке 1 представлено % соотношениетекущих проектов ЕБРР в разрезе отраслей в Беларуси, Литве, России и Казахстане. Можно сделать вывод, что для Республики Беларусь характерны два направления, кредитуемых в рамках сотрудничества с ЕБРР, это корпоративный и финансовый сектор. Очевидным является то, что негативной стороной для Беларуси является отсутствие кредитования энергетического и инфраструктурного секторов. В 2012 году объёмы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь снизились со 159,7 млн. долларов США до 132,2 млн. долларов США, или на 17,2 % . Среди выданных кредитов наибольший удельный вес занимают малые кредиты (42 %), после следуют экспресс (36 %) и микро (22 %) кредиты. На основании вышесказанного можно выделить основные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь по программе ЕБРР: 1. несовершенство законодательства в области развития малого и среднего бизнеса в Беларуси; 2. высокая степень рисков невозврата кредитов; 3. высокая доля государственной собственности в стране; 4. нестабильность на валютном рынке; 5. кредитование по программе ЕБРР осуществляется только частными банками. Для решения данных проблем следует предпринять следующие меры: 1. развитие микрострахования; 2. стабилизация валютного рынка; 3. подготовка квалифицированных кадров в сфере кредитования и страхования малого и среднего бизнеса; 4. создание специализированных финансовых компаний, занимающихся выдачей микрокредитов; 5. реформирование правовой базы (законодательства об акционерных обществах и корпоративном управлении, закона о концессиях); 6. развитие отношений между государственными банками и ЕБРР; 7. улучшение качества налоговой системы.
|