Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Крутова И. Н. Оценка эффективности бюджетного финансирования образования в финно-угорском регионе на примере Республики МордовияДля оценки эффективности бюджетного финансирования образования в Республике Мордовия, на наш взгляд, целесообразно использовать показатели не только бюджетной, но экономической эффективности.Экономическую эффективность мы предлагаем оценивать путем расчета и анализа тенденций развития следующих показателей: 1. Доля образования в структуре Валового Регионального Продукта (ВРП) (рис. 1); 2. Доля образования в структуре ВРП в расчете на душу населения. 3. Доля расходов консолидированного бюджета РМ на образование в ВРП; 4. Доля расходов консолидированного бюджета РМ на образование в общих расходах консолидированного бюджета РМ; 5. Расходы на образование консолидированного бюджета РМ в расчете на душу населения. Бюджетную эффективность целесообразно определять по следующим направлениям: 1. Расходы консолидированного бюджета РМ на дошкольное образование в расчете на одного воспитанника [1, c. 147]; 2. Расходы консолидированного бюджета РМ на общее образование в расчете на одного учащегося; 3. Расходы консолидированного бюджета РМ на начальное профессиональное образование в расчете на одного учащегося; 4. Расходы консолидированного бюджета РМ на среднее профессиональное образование в расчете на одного учащегося; 5. Расходы консолидированного бюджета РМ на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в расчете на одного человека с высшим образованием; 6. Расходы консолидированного бюджета РМ на молодежную политику и оздоровление детей в расчете на одного интегрированного студента.
Рисунок 1. Вклад образования в Валовой региональный продукт Республики Мордовия в 2005-2009 гг., %
Доля образования в структуре ВРП за исследуемый период изменилась незначительно и колеблется в районе 3,8 – 4,6 %%. Сравнительный анализ с непроизводственными отраслями и отраслями показывает, что данный показатель занимает ту же позицию, что и здравоохранение, но значительно отстает от сельского хозяйства и обрабатывающих производств. Экстраполяция полученных данных на среднесрочный период свидетельствует о тенденции к незначительному увеличению вклада образования в ВРП РМ, обусловленной реализацией государственных программ и проектов в сфере образования. Доля образования в структуре ВРП в расчете на душу населения за исследуемый период устойчиво растет, что при сохранении численности населения свидетельствует об увеличении интенсивности спектра образовательных услуг и образовательной деятельности, включая финансово-хозяйственный аспект. Этот показатель растет опережающими темпами в образовании по сравнению со здравоохранением и другими видами социальных услуг (рис. 2).
Рисунок 2. Доля образования в структуре ВРП в расчете на душу населения Республики Мордовия в 2005-2009 гг., %
Третий показатель оценки экономической эффективности финансирования образования является общепринятым способом межстрановых сравнений эффективности и достаточности финансирования образования, его признанный в мировой практике норматив колеблется от 5-8 % ВВП или ВРП [2, c. 163; 3, c. 38; 4, c. 140]. Проведенный анализ показывает, что искомый показатель находится в пределах нижней нормы в 2006, 2007, 2008 годах, а его среднее значение за пять лет составляет 5,1 % ВРП (рис. 3).
Рисунок 3. Доля расходов консолидированного бюджета РМ на образование в ВРП, %
Четвертый показатель оценки экономической эффективности финансирования образования является общепринятым способом определения достаточности финансирования образования, его признанный в мировой практике норматив колеблется от 5-15 % общих расходов бюджета. Проведенный анализ показывает, что искомый показатель находится в пределах верхней нормы, а его среднее значение за пять лет составляет 16,1 % общих расходов бюджета (рис. 4).
Рисунок 4. Доля расходов консолидированного бюджета РМ на образование в общих расходах бюджета, %
Пятый показатель оценки экономической эффективности финансирования образования является общепринятым способом определения достаточности финансирования образования. Проведенный анализ показывает, что искомый показатель показывает устойчивую положительную динамику, однако находится в пределах нижней нормы, его среднее значение за пять лет составляет 4,7 тыс. рублей на душу населения в год (рис. 5).
Рисунок 5. Расходов консолидированного бюджета РМ на образование в расчете на душу населения, тыс. рублей на чел. в год
Анализ подушевого финансирования различных видов образования свидетельствует о достаточности такого финансирования и его существенной положительной динамике. Вместе с тем, в расчете на участника целевой группы образовательной услуги было установлено, что финансирование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации составляет 400-600 рублей на одного человека с высшим образованием в год, а степень охвата детей дошкольного возраста услугами дошкольных образовательных учреждений составляет 60 %. Результаты расчета подушевого финансирования для остальных видов образования представлены в табл. 1.
Таблица 1. Бюджетная эффективность различных видов регионального образования в 2009-2011 гг., руб. / чел. в год
Таким образом, региональное образование финансируется из трех основных источников – бюджета Республики Мордовия, бюджета городского округа Саранск, бюджетов городских и сельских поселений. Бюджетные расходы по отраслевому признаку представлены, в основном, расходами на дошкольное, общее, начальное и среднее профессиональное образование. За исследуемый период наблюдается рост общих образовательных расходов практически по всем направлениям, с одновременной сменой приоритетных направлений финансирования внутри отрасли, что обусловлено реструктуризацией сети бюджетных учреждений и сокращением численности контингента. Самым весомым направлением региональных образовательных расходов являются расходы на общее образование.
Литература:
1. Бранькова О. С. Оценка эффективности расходов на финансирование дополнительного образования детей / О. С. Бранкькова, В. В. Перов // Вестник АКСОР. – 2011. - №3. – С. 145-148. 2. Бумагина В. А. Финансирование системы высшего профессионального образования в Российской Федерации и за рубежом / В. Бумагина // Молодой ученый. - 2010. - № 1-2-1. - С. 161-167. 3. Савицкая Е. В. Россия и США: качество школьного образования и его финансирование / Е. В. Савицкая // Народное образование. – 2011. - №10. – С. 35-40. 4. Сун Ф. Финансирование высшей школы в Китае: проблема доступности образования / Ф. Сунн, А. Барриенто // Экономика образования. 2010. № 5. С. 138-141. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||