Каталог статей

Орлова В.С.

Трудовой потенциал организаторов туристской деятельности: состояние, проблемы и направления развития

Важнейшим условием экономического успеха деятельности туристских организаций является развитие трудового потенциала сотрудников. Однако в настоящее время в сфере туризма наблюдается тенденция несоответствия кадров требованиям отрасли и рынка. Неэффективность использования трудовых ресурсов в туризме во многом объясняется отсутствием в органах управления систематизированной информации о трудовом потенциале и факторах, сдерживающих его формирование и развитие. В связи с этим возрастает значимость исследования современного состояния трудового потенциала в туристской сфере и выявления тенденций его развития, что позволит разработать направления его эффективной реализации и тем самым создать условия для успешного функционирования отрасли в целом.

В организации туристской деятельности участвует широкий круг отраслей экономики, относящихся к сфере услуг, которая включает культуру, здравоохранение, образование, бытовое обслуживание, пассажирский транспорт и связь, рекреационные услуги, общественное питание. Следовательно, определение уровня трудового потенциала сферы услуг конкретного туристского региона позволяет выявить степень готовности занятых в этих видах деятельности к участию в формировании туров, что и является важнейшим условием успешной туристской деятельности на данной территории.

Оценка трудового потенциала организаторов туристской деятельности проведена нами на материалах Вологодской области, где реализуются такие популярные туристские проекты, как:

· «Великий Устюг – родина Деда Мороза»;

· «Кириллов – святая земля»;

· «Вытегра – обитель батюшки Онего» и т.п.

Для выявления качественной характеристики трудового потенциала нами использованы результаты проводимого Институтом социально-экономического развития территорий РАН мониторинга, при котором измеряются следующие структурные компоненты трудового потенциала населения: физическое и психическое здоровье, когнитивный (образовательно-квалификационный) потенциал, творческие способности, коммуникабельность, культурный и нравственный уровни, а также социальные притязания [2, 3]. Результаты данного исследования позволяют рассматривать интегральный индекс, отражающий в целом социальную дееспособность занятых в сфере услуг, в сопоставлении с индексом социальной дееспособности всего населения региона. Значения индекса социальной дееспособности работников сферы услуг в период 2006-2011 гг. варьировались в пределах от 0,664 (2009 г.) до 0,684 ед. (2008 г.; рисунок 1). Если в 2007 г. и 2008 г. его значения превышали значения соответствующего индекса в разрезе всего населения области, то после 2009 г. уровень социальной дееспособности персонала сферы услуг значительно ниже (на 0,01 ед.) среднего показателя по региону.

Рисунок 1 – Динамика индексов, отражающих социальную дееспособность работников сферы услуг и всего населения Вологодской области в сопоставлении
в 2006-2011 гг.

Резкое снижение в условиях финансово-экономического кризиса трудового потенциала сотрудников организаций, предоставляющих услуги туристам, обусловлено спецификой туристской деятельности, которая предполагает установление прямого контакта с потребителем. Изменение настроений общества в нестабильной социально-экономической ситуации вызвало трудности в организации туристской деятельности: финансовые, вызванные уменьшением у потенциальных туристов свободных денежных средств, предназначенных для организации отдыха, а также социально-психологические, связанные с межличностными отношениями между клиентами и персоналом, оказывающим потребителям услуги по размещению, передвижению, питанию и прочие дополнительные услуги. Об этом свидетельствует наблюдающаяся в период нарастания кризиса (2009 г.) отрицательная динамика значений индексов всех компонентов трудового потенциала работников сферы услуг (таблица 1).

Таблица 1 – Индексы качеств трудового потенциала сферы услуг
Вологодской области в 2006-2011 гг.

Качество трудового потенциала

2006 г

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2011 г.

2011 г.

к 2006 г., +/-

Физическое здоровье

0,702

0,724

0,727

0,709

0,726

0,024

Психическое здоровье

0,749

0,731

0,749

0,713

0,751

0,002

Когнитивный потенциал

0,641

0,611

0,620

0,616

0,613

-0,028

Творческий потенциал

0,594

0,580

0,593

0,583

0,603

0,009

Коммуникабельность

0,734

0,727

0,745

0,715

0,723

-0,011

Культурный уровень

0,662

0,683

0,708

0,641

0,620

-0,042

Нравственный уровень

0,782

0,772

0,767

0,754

0,741

-0,041

Потребность в достижении

0,629

0,640

0,652

0,635

0,639

0,01

Стоит отметить, что в 2006-2011 гг. среди всех компонентов трудового потенциала работников этой сферы наибольшим снижением значений индексов (на 0,04 ед.) характеризуются культурный и нравственный уровни, которые лежат в основе формирования лояльности местного населения к посетителям данной территории. Соответственно, снижение индексов этих показателей создает неблагоприятные условия для туристских посещений Вологодской области. Кроме того, низкий культурный уровень персонала организаций, предоставляющих услуги посетителям области, оказывает отрицательное влияние на формирование имиджа г. Вологды как культурной столицы Русского Севера и снижает привлекательность туристского региона в целом.

С целью определения сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз развития трудового потенциала туристской сферы региона нами проведен SWOT-анализ (таблица 2). В процессе анализа выявлены основные проблемы и перспективы дальнейшего развития и реализации трудового потенциала туристской отрасли [5].

Таблица 2 SWOT-анализ трудового потенциала сферы туризма

Вологодской области

Сильные стороны

Слабые стороны

Рост численности занятых в туристской сфере

Активно формирующаяся в последние годы на территории региона система подготовки кадров для сферы туризма

Расширение спектра специальностей туристского профиля в высших и средних учебных заведениях области

Недостаточный уровень квалификации работников туристских организаций, вызванный:

· низкой долей сотрудников, имеющих профильное образование;

· невысокой степенью развития трудового потенциала организаторов туристской деятельности;

· невысоким уровнем коммуникативно-творческого потенциала организаторов туристской деятельности;

· нарастающей тенденцией к снижению культурного уровня населения региона, включая работников сферы туризма и сопутствующих отраслей

Невысокий уровень заработной платы в отрасли

Несоответствие кадров требованиям туристской отрасли и рынка

Отсутствие прогноза подготовки кадров для сферы туризма

Возможности

Угрозы

Реализация кластерной политики на территории региона и осуществление проектов создания туристских кластеров

Повышение привлекательности деятельности в области организации туров по региону за счет сокращения выездного потока туристов и переориентации мотивов путешествия, обусловленной нестабильной социально-экономической ситуацией и эпидемиологической напряженностью в мире Повышение инфраструктурной обеспеченности  региона, создание новых рабочих мест в сфере туризма и сопутствующих отраслях

Разработка и реализация программ поддержки малого бизнеса

Совершенствование образовательной среды путем эффективного взаимодействия между образовательными учреждениями и туристскими организациями по вопросам подготовки кадров

Привлекательность более высокооплачиваемых сфер экономики или других регионов, где заработная плата в туристской отрасли выше, чем в Вологодской области

Невостребованность специалистов туристского профиля, вызванная сужением спроса на региональный турпродукт в силу ряда причин:

· несоответствия соотношения «цена / качество» туристских услуг, низкого уровня гостиничного сервиса и качества услуг организаций сети питания;

· конкуренции со стороны популярных туристских центров России (города «Золотого кольца России» и др.);

· ухудшения экологических условий и потери рекреационных ресурсов вследствие несбалансированного природопользования;

· неустойчивости эпидемиологической обстановки;

· ухудшения демографической ситуации

Переориентация населения на выездной туризм, обусловленная несоответствием стоимости и качества предоставления туристских услуг организациями региона

Нарастание несоответствия спроса и предложения на рынке труда региона

Обобщая вышесказанное, можно заключить, что состояние трудового потенциала сферы туризма требует преобразования путем реализации ряда направлений, первоочередным из которых, как показали результаты исследования, должно стать создание благоприятных условий для развития и реализации трудового потенциала сферы туризма, включая разработку и осуществление программ, касающихся подготовки кадров, развития новых видов туристской деятельности, а также поддержки малого бизнеса.

Литература

1.Генкин, Б.М. Экономика и социология труда. – М.: Норма, 2006. – 448 с.

2.Качество населения / под ред. Н.М. Римашевской, В.Г. Копниной. – М.: ИСЭПН, 1993. – 185 c.

3.Леонидова, Г.В. Качество трудового потенциала (на примере Вологодской области): дис. ... канд. экон. наук. – М., 2004. – 227 с.

4.Маслова, И.С. Трудовой потенциал советского общества: вопросы теории и методологии исследования. – М., 1987. – 32 с.

5.Орлова, В.С. Современное состояние трудового потенциала сферы туризма Вологодской области: информ.-аналит. записка о первом этапе НИР. – Вологда, 2012. – 87 c.