Каталог статей |
Цыпленкова М.В., Моисеенко И.В., Иванов И.В. Состояние рынка водоснабжения и водоотведения России: основные проблемы и направления развитияЖилищно-коммунальный комплекс (ЖКХ) выступает в качестве приоритетного инфраструктурного сектора региональной экономики, обеспечивающего эффективное функционирование производственных процессов и системы жизнеобеспечения населения. Структура многопрофильного жилищно-коммунального хозяйства России включает в себя более 30 различных видов деятельности, ведущими из которых являются: услуги по управлению многоквартирными домами; услуги по водоснабжению и водоотведению; услуги по энергоснабжению; услуги по газоснабжению; услуги по теплоснабжению и др.В качестве острой проблемы рынка водоснабжения и водоотведения (ВиВ), как для производителей, так и для потребителей, выступает низкое качество услуг, обусловленное старением инфраструктуры. По данным Минрегионразвития, износ сетей и сооружений составляет 60-70%, а в отдельных регионах - более 80%. Общий объем средств, необходимый для модернизации всей системы ВиВ России, составляет 15 трлн. рублей до 2020 г, в то время как ежегодно вкладывается менее 1,5% от этой суммы. На территории России действуют более четырёх тысяч организаций, оказывающих услуги водоснабжения и водоотведения. Большинство из них являются муниципальными унитарными предприятиями - 84%. Среди частных компаний 62% приходится на долю трех федеральных операторов: Группу компаний «Росводоканал», Группу компаний «Российские коммунальные системы», ОАО «Евразийский». Основным потребителем услуг ВиВ является население, на которое приходится 65-80% объема производства. Отпуск воды населению снижается вследствие расширения распространения приборного учета и наметившейся тенденции к экономии ресурсов пользователями из-за значительного повышения стоимости ЖКУ за 2002-2008 гг., а также за счет увеличения числа индивидуальных источников водоснабжения. Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а, следовательно, и объемов платежей населения, обеспечил приток дополнительных доходов в ЖКХ, но, несмотря на это, накопившееся бюджетное недофинансирование отрасли привело к моральному и физическому старению и аварийности объектов и систем водоснабжения и водоотведения. Как следствие, ухудшилось качество предоставляемых водоканалами услуг: качества воды, стабильности снабжения. Существующая система управления ЖКХ на сегодняшней день малоэффективная как с позиции затрат – высокие при низком качестве обслуживания, так и с позиции маневренности – плохо управляемая. Не работают механизмы контроля качества, нет комплексной контрольно-оценочной системы качества, взаимосвязи «затраты – качество предоставляемых услуг». Система экономических отношений, сложившихся в сфере ЖКХ, не отвечает современным рыночным реалиям. Это сугубо административная система, ставшая источником распространения некачественных услуг и наносящая, в конечном счете, ущерб, как потребителю, так и производителю услуг. В России существуют некоторые особенности функционирования государственных предприятий сферы ЖКХ, усложняющих разработку и внедрение системы менеджмента качества (СМК) на таких предприятиях. Например, организационные структуры таких компаний построены на основе функционального подхода. А не процессного, с жесткой вертикально ориентированной системой управления. Такая схема практически не учитывает горизонтального взаимодействия предприятий и составляющих его подразделений, обуславливает наличие дополнительных трудностей при формировании системы менеджмента качества, соответствующей требованиям стандарта ИСО 9000-2008. К числу наиболее встречающихся проблем также можно отнести: координирование работ по созданию и функционированию СМК; распределение полномочий и ответственности в СМК; документирование СМК; функционирование процессов менеджмента качества и их взаимодействие с другими процессами на предприятии; определение сферы распространения СМК и выбор области сертификации. В условиях реформирования экономики в России формирование новой системы управления жилищным фондом является одной из актуальных задач, как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровнях. Успешное решение этой задачи возможно только при системном согласовании экономической, правовой и организационной сторон и внедрении модели управления жилищным фондом в российскую практику, базирующейся на системе менеджмента качества и методике анализа и оптимизации затрат на эксплуатацию жилищного фонда, контрольно-оценочную систему, учитывающую принципы ИСО 9000: 2000. Относительно менеджмента качества на предприятиях водоснабжения и водоотведения, независимо от их организационно-правовых форм, стало известно относительно недавно, в основном на тех из них, которые стали работать с западными партнерами или инвесторами. Исторически сложилось, что Водоканалы всегда были выраженными монополистами, обеспеченными постоянным спросом услуг. Тенденцией последних лет является передача Водоканалов в эксплуатацию частным компаниям. Многие Водоканалы акционировались, другие остались муниципальными унитарными предприятиями. В последние годы к управлению Водоканалами стали приходить крупные финансовые группы. Есть как положительные, так и отрицательные моменты такого перехода. С одной стороны, муниципалитет сокращает часть затрат на обслуживание сетей и сооружений. С другой – в решении вопросов строительства и эксплуатации систем и сооружений водоканалов основную роль начинает играть цена вопроса, качество и надежность уходят на второй план. Так, например, при строительстве сооружений в соответствии с законом ФЗ №94 организуются конкурсы, которые выигрывают очень часто неквалифицированные компании. Они не имеют ни техники, ни профессиональных сотрудников, но назначают более низкие цены и побеждают. Такие компании пытаются сократить самые необходимые расходы: на реагенты, запорную арматуру, фильтрующие материалы. В России естественное состояние водопроводных сетей (изношенность на 60-70%) влечет за собой большое сопротивление воды в трубах, это сразу дает дополнительную нагрузку на насосы, что в свою очередь увеличивает потребление электроэнергии и в конечном итоге повышает себестоимость питьевой воды. Помимо этого, изношенные коммуникации могут давать вторичное загрязнение воды. То есть вода выходит из очистных сооружений полностью соответствующая стандарту, а до потребителя может доходить уже с примесями. Так же одной из серьезных проблем в Водоканалах является отсутствие обратной связи с потребителями. Решение этой проблемы не требует крупных инвестиций: необходимы лишь добрая воля и открытость. Провести несколько опросов общественного мнения, открыть дискуссию на страницах местных СМИ, готовить систематические репортажи по телевидению (людей такие репортажи очень интересуют, т.к. по ним человек судит о перспективах удовлетворения жизненно важных потребностей) - вот практически и все, что необходимо на первом этапе. Затем можно организовать открытое обсуждение с населением планов по развитию систем водоснабжения, по решению острых задач. Открытое общение с потребителями может выявить массу скрытых возможностей и резервов. Следует отметить, что существует ряд предприятий водоснабжения, которые уже успешно внедрили систему менеджмента качества, соответствующей международному стандарту ИСО 9001, в их числе: ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», ООО «Водоканал» Новобурасского района, Саратовской области, МУП города Хабаровска «Водоканал», МУП «Водоканал» г. Подольска, ООО «Тюмень Водоканал», ОАО «ПО Водоканал» Ростова-на-Дону. Поставленные цели в области систем менеджмента позволяют обеспечивать этим учреждениям услугами водоснабжения и водоотведения покупателей, а также решать вопросы охраны труда, охраны окружающей среды на самом высоком уровне, соответствующем международным стандартам. |