Каталог статей

Стыцюк Р.Ю., Артемьева О.А.

Капитализация предприятия и формы ее проявления

Когда речь заходит о капитализации, в сознании ассоциативно возникают такие понятия как «капитал», его увеличение, «стоимость», как ее оценить, «результативность» и т.д. Современные авторы в своих работах разводят все эти понятия, т.к. считают разницу весьма существенной и заявляют, что многие люди, не занимающиеся экономическими вопросами профессионально, используют данные термины не по назначению. В этой связи подчеркнем, что капитализация предприятия – это необходимая деятельность для создания/поддержания экономической устойчивости предприятия и дальнейшего роста ее финансовой эффективности.

Следует отметить, что в настоящее время самостоятельных работ по капитализации существует довольно ограниченное количество, и лишь в одной из них можно найти попытку выделить основные формы проявления капитализации на российском рынке. Это работа Гальцевой Е.В. «Капитализация как фактор укрепления финансовой устойчивости предприятий сферы услуг» [5]. Автор данной работы выделяет три основных формы капитализации, основанных на механизме наращивания собственных источников финансирования:

· реальная капитализация;

· маркетинговая или субъективная капитализация;

· рыночная или фиктивная капитализация.

Рассмотрим каждую из этих форм более подробно.

Реальная капитализация. Предприятие, которое эффективно действует на рынке, имеет положительный финансовый результат. Та часть прибыли, которая по решению руководства компании была направлена на инвестиции, приводит к увеличению собственного капитала предприятия. Таким образом, это приводит к увеличению пассива баланса и одновременно происходит увеличению актива баланса. Могут быть затронуты как оборотные, так и внеоборотные активы, а, возможно, и все сразу. Если фирма направляет свои инвестиции на пополнение оборотных и внеоборотных активов, то происходит реальная капитализация предприятия, т.е. увеличение реальной стоимости имущества. Реальная капитализация приводит к укреплению финансовой устойчивости фирмы, повышению ее кредитного рейтинга, росту маркетинговой привлекательности и увеличению ее рыночной стоимости.

Маркетинговая или субъективная капитализация. Благодаря усилиям службы маркетинга предприятия и активной ее деятельности, в частности, проведения рекламной кампании, рыночная стоимость фирмы может быть завышенной. В этом случае актив баланса (нематериальные активы) может быть увеличен за счет:

· оценки деловой репутации (goodwill);

· увеличение стоимости бренда/торговой марки;

· приобретение прав на интеллектуальную собственность и/или патентов на know-how и т.д.

Благодаря увеличению нематериальных активов происходит увеличение пассива, а именно графы «собственный капитал». При этом оценка носит субъективный характер. Такая разновидность капитализации именуется субъективной или маркетинговой капитализацией и используется эта форма капитализации, как правило, в маркетинговых целях. Притом многие топ-менеджеры компаний, маркетологи, специалисты в области PR считают, что деловая репутация представляет собой реальный актив, создающий стоимость [1]. За счет низкого налога на имущество практически любое предприятие может малыми средствами наращивать капитализацию и формировать «представительный» баланс, что, в свою очередь, обусловит активизацию субъективной (маркетинговой) формы капитализации на российском рынке.

Рыночная капитализация акционерной компании – это суммарная рыночная стоимость выпущенных акций компании, которая рассчитывается как количество выпущенных акций, умноженное на их рыночную цену [7]. Однако, в практической деятельности, акционерное общество имеет несколько типов акций (например, обыкновенные и привилегированные). В этом случае есть два основных подхода к расчету рыночной капитализации предприятия: 1)Показатели для каждого типа ценной бумаги рассчитываются отдельно, после чего, суммируются и в результате получается полная стоимость рыночной капитализации фирмы; 2) При вычислении рыночной капитализации фирмы учитываются только обыкновенные акции, а не привилегированные.

Другими словами рыночная капитализация предприятия – это та цена, которую может предложить рынок за ту или иную компанию. Исходя из определения рыночной капитализации компании, нужно понимать, что далеко не всегда рыночная капитализация компании может соответствовать реальной ее стоимости. Это объясняется тем, что котировки акций постоянно меняются в зависимости от различных факторов (например, покупки или продаже пакета акций, ожиданий увеличения или снижения цены акции, спекуляции на рынке ценных бумаг и т.д.) [3]. В таблице 1 представлен рейтинг 33 российских компаний, основанный на данных об объемах их капитализации  количественных данных о сумме капитализации в рублевом и валютном пересчетах) [2].

Табл.1

Капитализация российских компаний  на 15.01.2010[1]

Название эмитента

Рыночная капитализация, млн. руб.

Изменение (RUR), %

Рыночная капитализация, млн. USD

Изменение (USD), %

Газпром

4447306,133

1,58

151115,231

0,86

Роснефть НК

2830985,258

0,14

96194,185

-0,58

Сбербанк России

1902846,292

-0,68

64656,906

-1,38

ЛУКОЙЛ Нефтяная компания"

1473133,029

-0,3

50055,659

-1,01

Сургутнефтегаз

982000,416

0,7

33367,44

-0,02

Норильский никель ГМК

931144,106

0,17

31639,391

-0,54

Газпром нефть

787482,457

0,79

26757,905

0,07

Новолипецкий металлургич.к-т

609822,858

2,32

20721,2

1,59

МТС

454560,086

-0,43

15445,519

-1,14

Северсталь

351667,619

1,54

11949,331

0,81

Татнефть

316454,824

-0,81

10752,834

-1,51

Полюс Золото

305236,961

0,54

10371,662

-0,18

Уралкалий (пр-во мин.уд.)

302825,421

0,48

10289,72

-0,24

Сильвинит (минерал.удобрен.)

187758,882

-0,93

6379,868

-1,64

Мосэнерго

145085,163

-1,37

4929,856

-2,07

Ростелеком

115425,497

-2,34

3922,049

-3,03

ОГК-4

110398,284

-1,48

3751,229

-2,19

Полиметалл

92814,75

0,53

3153,757

-0,19

ОГК-5

85776,854

-0,41

2914,616

-1,12

Иркутскэнерго

71635,586

0,88

2434,109

0,16

ОГК-3

70614,655

0

2399,419

-0,71

Аэрофлот

58947,071

0,3

2002,965

-0,41

Башкирэнерго

37667,406

-1,97

1279,903

-2,67

ОГК-2

26560,339

-2,09

902,495

-2,79

Уралсвязьинформ

26226,611

1,72

891,155

1

ЦентрТелеком

25994,507

-1,85

883,269

-2,54

ВолгаТелеком

23337,841

-4,14

792,998

-4,82

АвтоВАЗ

21314,412

0,44

724,243

-0,28

Сибирьтелеком

17692,795

-0,95

601,184

-1,66

НПК Иркут"

8506,811

-0,15

289,053

-0,86

Якутскэнерго

4069,138

0,19

138,265

-0,52

Лензолото

958,707

2,17

32,576

1,44

Тверская энергосбыт. комп-я

190,029

1,28

6,457

0,55

Суммарная капитализация

16826440,8

0,48

571746,448

-0,24

В заключение обозначим четыре основных метода оценки капитализации фирмы:

1. Капитализация по расщеплённой ставке (Split rate capitalization) - капитализация потока доходов, который, как ожидается, не будет меняться и не ограничен во времени; или капитализация актива, который, как ожидается, будет продан по той же цене, что и цена покупки, и, следовательно, не требует возмещения капитала [6]. Используется для оценки прогнозируемых потоков денежных средств по одному и тому же объекту используются две различные процентные или дисконтные ставки.

2. Капитализация дохода. Капитализация прибыли (Capitalization of earnings) - оценка экономического потенциала предприятия посредством расчета современной стоимости чистой прибыли, которую предполагается получить в будущем [7];

3. Прямолинейная капитализация (Straight line capitalization) - метод расчета коэффициента капитализации для недвижимости путем прибавления к ставке процента нормы прямолинейного возврата капитала;

4. Прямая общая капитализация (Direct overall capitalization) - метод основан на делении чистого операционного дохода на коэффициент, полученный в результате анализа сопоставимых объектов и сравнения доходов от этих объектов с ценами их продажи. [4].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дедкова М.В. «Вестник МГУС» Выпуск «Экономика», №1 за 2007 год

2. Анализ, Консультации и Маркетинг. Электронный ресурс: www.akm.ru

3. Биржевые новости. Информация для инвесторов. Электронный ресурс: www.investoram.ru

4. Информационный портал ForexPro. Электронный ресурс: ForexPro.com.ua

5. Корпоративный менеджмент. Электронный ресурс: www.cfin.ru

6. Недвижимость. Новостройки. Ипотека. Электронный ресурс: www.rrep.ru 

7. Учебный центр «Финам». Электронный ресурс: www.finam.ru


[1] капитализация рассчитана по обыкновенным акциям имеющим котировальную цену в базе данных AK&M-List  1USD =29,430 руб. (курс ЦБ на день расчета)